У молодого судебного писаря Николая Васильевича Гоголя есть необычный талант, - на местах кровавых преступлений с ним случаются приступы, во время которых он видит события и образы, относящиеся к данному преступлению, и бессознательно записывает или зарисовывает их на бумаге. Однажды с ним случился такой приступ в присутствии знаменитого столичного следователя Якова Петровича Гуро, который, благодаря бессознательным "подсказкам" Гоголя, раскрыл дело об убийстве женщины буквально за полчаса. Оценив необычный талант молодого человека, Яков Петрович как бы ненароком заехал к нему домой и рассказал, что направляется в село Диканька, где при загадочных обстоятельствах были убиты уже три молодые девушки. Разумеется, Гоголь не мог упустить возможность поехать со знаменитым следователем на место преступления в Малороссию, тем более, что он родился и вырос в тех местах и мог бы помочь расследованию не только благодаря своим "мистическим" талантам. Которые в селе Диканька ему, на самом деле, очень пригодились, потому что в нем явно орудовала нечистая сила, вывести которую на чистую воду стало для молодого человека делом чести...

Этот проект, с моей точки зрения, является уникальным для нашего кино- и телевизионного производства, потому что черпает вдохновение как из лучших образцов зарубежной кинопродукции, так и из замечательной русской классики, миксуя литературные фантазии Гоголя и настоящие биографические моменты из его жизни на высочайшем техническом уровне. И то, что телевизионная, по факту, продукция, снята на таком высоком киношном уровне и прокатывается в кино, - очень отрадно, ибо у нас есть возможность насладиться по настоящему роскошной и "жирной" картинкой на максимально большом экране. Продюсерский центр Александра Цекало SREDA и "первый мистический" телеканал ТВ-3 изначально разрабатывали этот проект как восьми серийный телесериал, но еще и с прицелом на кинопрокат, разбив восемь серий на четыре фильма, которые планируют выпустить в кинотеатрах с интервалами в полтора месяца. А после окончания кинопроката весь сериал покажут на телеканале ТВ-3 в 2018-м году. Именно поэтому первый фильм в кино называется "Гоголь. Начало" и разбит он на две главы, каждая из которых является самодостаточной историей, но обе они, разумеется, напрямую связаны друг с другом. Соответственно, в ближайшие полгода нас ждут в кино еще шесть глав, во время которых Гоголь и напишет свою первую книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Заметьте, в начале предыдущего абзаца я сказал, что фильм снят на высочайшем техническом уровне, что действительно так, но не сказал об его творческом уровне. Который, на самом деле, тоже очень высок, но по сути, - это "русский ремейк" фильма Тима Бартона (Tim Burton) 1999-го года "Сонная Лощина" ("Sleepy Hollow", 1999) :) Почему? Судите сами: и там и тут прогрессивный столичный следователь приезжает в суеверную глухомань для расследования жутких убийств, где очень быстро понимает, что в окрУге действительно творится какая-то паранормальная хрень. И там и тут мистический злодей, - черный всадник, только в фильме Бартона он был без головы, а в нашей версии, - с торчащими из боков изогнутыми рогами и в капюшоне, скрывающем лицо. Ну и последнее, - гротескная и с приглушенными тонами "картинка", для Бартона его "фирменная", а в нашем случае, вот просто ЯВНО "косящая" под Бартона. Очень успешно, надо сказать :) Единственное принципиальное отличие фильма Бартона и сериала Егора Баранова заключается в том, что Тим снимал свою ленту по мотивам лишь одного рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда Сонной Лощины» (Washington Irving's «The Legend of Sleepy Hollow», 1820), а Егор по мотивам двухтомника рассказов. И не только по нему, потому что в третьем фильме мы увидим еще и новую версию "Вия", а эта повесть Гоголя была впервые опубликована уже в другом сборнике, «Миргород» (1835).

Надо сказать, что раннее творчество писателя как нельзя лучше подходит под формат "мистического детектива" с элементами ужасов и буквально просится на экран. Жаль, только, что до сего дня его качественно экранизировали, по сути, лишь один раз, и то в далеком 1967-м году. Но мы, слава богу, дождались, и две главы "Гоголя. Начало" на данный момент являются лучшими, по моему мнению, экранизациями ранних произведений писателя. С отличным актерским ансамблем, замечательной работой художника и осветителей, очень стильной картинкой и грамотно подобранной музыкой. А также немалым количеством откровенной обнаженки и жестоких эпизодов с кровью и натуралистичной расчлененкой. Во всяком случае в версии 18+, которая конкретно в моем мультиплексе идет как основная с кучей сеансов в больших залах, в то время как "детская" версия 16+ довольствуется всего двумя сеансами в маленьком зале :)

Что же касается актерского ансамбля, то он тут подобран, с моей точки зрения, исключительно грамотно. Александр Петров, пусть и без "фирменного гоголевского носа", удачно создает интересный образ ранимого и впечатлительного молодого человека, сомневающегося в собственном таланте (писательском, конечно, а не "мистическом" :)), но не чуждого романтической влюбленности. Олег Меньшиков, как всегда очень хорош в образе эксцентричного и саркастического следователя Якова Петровича Гуро, ведь похожих персонажей он за свою долгую карьеру блестяще сыграл уже не один раз. Таисия Вилкова элегантно смотрится в роли утонченной нежной Лизы, а настоящая "секс бомба" Юлия Франц отлично вписалась в образ развратной, но тридцать лет уже как мертвой, дочери мельника, Оксаны. Ну и два замечательных комедийных актера, Евгений Стычкин и Ян Цапник, органично дополняют основной актерский ансамбль в ролях местного полицейского чинуши Бинха и запойного доктора Бомгарта.

Отличные актеры, талантливый режиссер, хорошие деньги (озвученный бюджет одной "главы", - 29 миллионов рублей), качественные съемки, спецэффекты и грим, - вот "секрет" лучшей, на данный момент, экранизации мистических произведений Гоголя, которая, хоть и снималась для телевидения, но шикарно смотрится именно на большом экране. Не зря картина уже получила премию фестиваля «Accolade Global Film Competition» в номинации «Award of Excellence» за выдающийся кинематографический уровень и премию фестиваля «The Indie Gathering International Film Festival» в номинации «TV pilot — foreign» за лучший зарубежный пилот телевизионного сериала. Фильм этого действительно заслуживает, и я уверен, что картина соберет еще немало отечественных и зарубежных призов и хорошо продастся на другие территории, благо такой опыт у Александра Цекало уже есть (в 2016 году он оказался первым российским продюсером, кому удалось продать свой сериал «Мажор» крупнейшему в мире американскому онлайн-кинотеатру «Netflix», а в 2017 году он продал данной компании ещё пять сериалов: «Фарца», «Метод», «Саранча», «Sпарта» и «Территория»). Конечно, всегда есть опасность, что последующие фильмы чутка опустят планку, но с такими творческими силами вероятность этого ничтожна. Поэтому бегите в кино на первую часть "Гоголя", а я с нетерпением буду ждать вторую.