О новом фильме "широко известного в узких кругах" самопровозглашенного гения и "надежды русского кинематографа", родившегося во Владивостоке, но переехавшего в Москву (где вся работа и бабки ;)), Павла Руминова, стало известно в начале прошлого, 2006-го года, благодаря стараниям пиар менеджера проекта. За очень короткое время весь Интернет узнал не только о том, что есть некий клипмейкер и режиссер рекламных роликов Павел Руминов, известный андерграундной публике по своему короткометражному видеодебюту "Deadline" (a.k.a. "Ключевое Действие", 2004), но и тот факт, что этот самый Руминов снимает "русский j-horror" под названием "Мертвые Дочери". Честно говоря, еще не один отечественный проект на моей памяти ТАК мощно не пиарился в киберпространстве, когда вниманием не был обделен, по-моему, ни один рунетовский киноресурс (включая модные нынче "социальные сети", типа "Живого Журнала"), даже такой специфический и довольно маргинальный как CULT Cinema :) Именно благодаря столь впечатляющей пиар активности, мне удалось взять небольшое e-mail интервью у режиссера "Дочерей", Павла Руминова, которое своим МЕГАпафосом и завуалированной неадекватностью повергло, даже видавшего виды меня, в легкий шок. В дальнейшем, впрочем, пафосу господина Руминова я удивляться перестал, прочтя другие его сетевые высказывания и интервью, которые окончательно сформировали для меня образ самовлюбленного, неадекватно ультрапафосного и мегаамбициозного "русского Бергмана, Антониони и Годара в одном лице". А может быть даже, чем черт не шутит, и "нового Тарковского"! Хотя нет, это место уже занято Александром Сокуровым :) Разумеется, к личности такого человека вменяемое большинство будет относиться негативно, а через эту призму негатив просачивается и на его работу, поэтому лично я стал относиться к будущему проекту довольно скептически. Причем скепсис этот базировался не только на негативном имидже режиссера, но и на самой идее снять "русский j-horror", который изначально обречен быть калькой с японского оригинала. Впрочем, не имея привычки судить работу заранее, я оценивал шансы на то, что фильм действительно окажется если и не гениальным, то хотя бы интересным и качественным, как "фифти-фифти".

Изначально, картину планировали пустить на широкие экраны осенью 2006-го, но период post-production затягивался, и поползли слухи, что у Руминова возникли некие конфликты с продюсерами. Те, вроде как, были недовольны его версией монтажа, и настаивали на сокращении хронометража ленты, в то время как режиссер наотрез отказывался идти на уступки. Так ли все было на самом деле или это всего лишь слух, лично мне неизвестно, но факт остается фактом - осенью фильм на экранах не появился, зато появилось сообщение о том, что права на его американский римейк прикупила контора "Gold Circle Films", самым большим хитом которой стала "независимая" комедия "Моя Большая Греческая Свадьба" ("My Big Fat Greek Wedding", 2002). Впрочем, в ее активе были и кое-какие жанровые ленты, вроде "Белого Шума" ("White Noise", 2005), вернувшего на главные роли "почетного Бэтмана" Майкла Китона (Michael Keaton), или отвязного, но коммерчески провального "Слизняка" Джеймса Ганна (James Gunn's "Slither", 2006). В любом случае, эту новость я воспринял как полнейшую сценарную деградацию Голливуда, который уже не чурается делать копии с копии... Вскоре, впрочем, подоспели новости и от мегапродюсера и гендиректора Central Partnership, Рубена Дишдишяна, который публично заявил, что "у фильма, безусловно, большой потенциал", и что на его раскрутку будет выделено не меньше миллиона долларов. И действительно, после нового года в Москве появилось немало билбордов с рекламой "Дочерей", по молодежным каналам замелькали короткие проморолики, а в кинотеатрах, наконец то, появился полноценный трейлер, который лишь подтвердил мои опасения об ужасном качестве фильма. Почему? Да потому, что этот трейлер представлял из себя пафосные цитаты в стиле Руминова без каких-либо подписей (моя любимая - "Этот фильм запомнится надолго. Возможно, он даже что-то изменит." ;)), плюс секундные кадры, из которых абсолютно ничего не было понятно. Лично у меня этот трейлер вызвал дикую неловкость и стыд за его создателей, которые не только не удосужились дать источники "цитирования" (не удивлюсь, если часть фраз принадлежит самому режиссеру или пиар отделу CP ;)), но и постеснялись показать на экране хоть что-нибудь вменяемое. Обычно, это верный признак того, что показывать, в общем-то, нечего, и зрителя пытаются затянуть в кинотеатры лишь обещанием некой "интриги". "Мдааа", подумалось мне - "видимо фильм получился НАСТОЛЬКО плохим, что даже вменяемого трейлера из него не удалось нарезать". Но отступать уже было некуда - с первого февраля картина шла в широкий российский прокат на трехстах копиях, и, принципиально не появившись на пресс-показе, а решив посмотреть этот фильм с обычными зрителями в обычном мультиплексе, в день общероссийской премьеры я пошел смотреть на "Мертвых Дочерей"...

В машину к миловидной работнице турфирмы неожиданно врывается обезумивший молодой человек, и заставляет девушку отвезти его в какое-нибудь людное место где много воды и можно поесть. Испуганная хозяйка автомобиля, разумеется, подчинилась, и отвезла настойчивого парня в рыбный ресторан, где он, немного успокоившись, рассказал ей про сумасшедшую мать, которая утопила трех своих дочерей. Через три года, в психушке, мать была жестоко убита тремя видами холодного оружия, и с тех пор призраки дочерей выбирают себе случайного человека, чтобы в течение трех дней наблюдать за ним. Если за это время он совершит какой-нибудь плохой поступок - они его убивают, и начинают наблюдать за последним, кто видел этого человека живым. Таким образом, цепочка жертв никогда не прерывается, и Макс, так звали молодого человека, является одной из них. Еще он рассказал, что призраки боятся воды, и могут без труда перемещать любые предметы. А еще ему нужно было переночевать последнюю ночь у встреченной им девушки, которую, кстати, звали Вера, и тогда он будет в безопасности. Вера ему поверила, и привезла в свой двор, но, войдя в подъезд, захлопнула перед незнакомцем дверь, и что с ним случилось дальше уже не видела. Чуть позже, всю эту историю она рассказала пятерым своим приятелям, которые, разумеется, посмеялись над сумасшедшим психом и выдуманной им мистической околесицей, а на следующее утро Веру жестоко убили... После этого, Никите, Степе, Антону, Рите и Анне было уже не до шуток, потому что в живых свою подругу последними видели именно они...

С самого первого кадра я стал свидетелем вопиющей творческой импотенции и режиссерского безвкусия - камеру безбожно трясло так, что возникало непреодолимое желание купить оператору за свой счет не только steadycam, но еще и хороший штатив, а когда внизу пошел отсчет дней, как в "Звонке" ("Ringu", 1998), то тут у меня даже слов не нашлось прокомментировать столь откровенный плагиат. Не нашлось слов и по поводу маразма самой истории про призраков, в наглую слизанной с японских "Звонков", но завязанной не на семи днях, а на числе три - три дочери, три дня... Справляясь с подступающими приступами тошноты от постоянно мельтешащих кадров и сокрушаясь, что никто не рассказал господину Руминову о том, что дрожащая ручная камера "а-ля Фон Триер" уже несколько лет как вышла из моды даже в артхаусе, я приготовился страдать, но... Но где-то на двадцатой минуте с картиной стали происходить чудесные метаморфозы, и она мне начала определенно нравится, даже не смотря на постоянно дрожащую камеру в "спокойных" эпизодах, когда можно было бы, по хорошему, и штатив применить. Чем дальше шел фильм, тем все отчетливей и в бОльших объемах стала проявляться остроумная режиссерская издевка над сытым социальным конформизмом столичного мегаполиса и его псевдоинтеллигенции в лице главных героев. Так, мы имеем компанию из симпатичной работницы турфирмы Веры; циничного радиодиджея и несостоявшегося музыканта Никиты; недоверчивого компьютерщика-программиста Степы; дизайнера-карьериста Антона; постоянно подвирающего риэлтера Риты; и копирайтера крупного пиар-агентства Анны. По ходу дела в фильме появляется еще один главный персонаж, давно и безнадежно влюбленный в Анну, "желтый" журналист Егор. Как видим, все эти люди - представители классического московского "псевдоинтеллектуального среднего класса", молодые "креативщики", зарабатывающие неплохие деньги в составе крупных фирм. Они молоды, циничны, любят порассуждать "о высоком", ощущая себя "не такими как все" и свысока поплевывая на социум и принятые в нем правила. При этом никто из них не желает признаваться в том, что и сам живет по этим самым правилам, даже если его работа в той или иной мере "творческая". Так, дизайнер Антон в крупной конторе работает не на себя, а "на дядю", потихонечку подсиживая коллег, а для "желтого журналиста" Егора даже трагедия близких ему людей - лишь очередной информационный повод для "горячей" статьи, за которую можно срубить неплохой гонорар. Впрочем, совсем уж "нетворческая" работница турфирмы Вера и погибает первой, предоставляя своим более "творческим" приятелям возможность "креативно" подойти к вопросу спасения от призраков. И вот тут то фильм и делает свой главный поворот, превращаясь из истории про призраков, в историю про людей. Людей, пытающихся играть по навязанным им правилам, но постепенно понимающих, что выиграть по ним невозможно! И действительно, что значит "не совершать плохих поступков"? Ничего плохого ты, вроде бы, сейчас не делаешь, но твои прошлые действия легко могут аукнуться в настоящем, причем в самом неприглядном для тебя ключе. Так, любящий "подсиживать" коллег Антон, всеми силами пытается убедить начальство оставить одного из работников, на которого до этого активно "стучал", а риэлторша Рита, даже решив больше не врать клиентам, все равно забывает рассказать им об одной важной детали при продаже очередной квартиры. "Стопроцентно хорошим" быть очень трудно, но и сами утопленницы отнюдь не ангелы, ведь их самое главное правило - отсутствие каких-либо правил, в результате чего погибают даже те, кто, вроде бы, ничего предосудительного в течение трех дней и не совершал.

Тогда как же с ними бороться? Все персонажи фильма выработали для себя свою собственную стратегию. Так, радиодиджей Никита решил пойти на рожон, и спровоцировать дочерей на расправу, в процессе пытаясь доказать себе, что все это глупости и сказки. Программист Степан решает действовать по принципу "не совершает ошибок тот, кто ничего не делает", для чего баррикадируется в собственной квартире и заморачивается на православии, разрисовывая крестами все, что только можно, и обставив себя тазиками со "святой водой". Дизайнер Антон пытается исправить свои прошлые ошибки, и постоянно находиться в компании, а риэлтор Рита обращается к медиуму, которая дарует ей спокойствие и уверенность в себе. Лишь копирайтер Анна, с помощью своего друга-журналиста, пытается докопаться до сущности дочерей, понять их, и только ей одной удается остановить смертельно тикающий таймер...

Актерский состав ленты состоит из свежих, "незасвеченных" ранее лиц, что одновременно является как плюсом, так и минусом. Плюс заключается в том, что не зная актеров, и не ассоциируя их с прошлыми работами и уже созданными образами, им больше веришь, а минус только в том, что некоторые из них играют, прямо скажем, "так себе". Очень органичны в своем образе Никита Емшанов, Михаил Дементьев и Екатерина Щеглова, а вот, к примеру, Иван Волков - довольно неестественен, а Равшана Куркова - немного тормознута и "отморожена". Впрочем, есть в картине и один весьма известный персонаж, звезда РенТиВишного ситкома "Братья По Разному", Артем Семакин, в колоритной роли "желтого журналиста" Егора. Безумно порадуются и повеселятся на просмотре и любители "русской клубнички", так как в одном из ключевых эпизодов фильма на экране появляется довольно известная "в узких кругах" семейная пара порноактеров ;) Уж не знаю, был ли их кастинг на эту роль осознанным выбором режиссера, или просто, что называется, "не доглядели", и он был не в курсе, но факт, сам по себе, довольно забавный. Но что уж совершенно точно господин Руминов делал осознанно, так это многочисленные, и очень креативные издевки над "системой" и "технологическим" образом жизни, разбросанные по всему фильму. Самые очевидные из них - фотография голой длинноволосой девушки (блин, как же достали эти кровавые черноволосые девочки! - ну сколько можно?!) в почтовом спаме на mail.ru, распечатка десяти заповедей, вылезающая из принтера на фоне эротического мужского журнала (по-моему, MAXIM'а, хотя могу и ошибаться ;)), "креатив" Антона для ребрэндинга йогурта (от которого просто "кипятком писал" заказчик), в виде стилизованного изображения трех мертвых дочерей на фоне аппетитных вишенок, и флэшкарта "православного программиста", на корпусе которой он начертил крест, повесив ее себе на шею как оберег! Есть в фильме многочисленные намеки и для киноманствующей публики, в виде коллективного просмотра японского "Звонка" (правда, камера стоит ЗА телевизором, и слышен только звук ;)) и настенных рисунков дочерей, изобразивших в своей квартире не только симпатичного E.T., но и классического Гамлета с черепом бедного Йорика в руке...

Вообще, если бы не постоянно дергающаяся камера, которая во многих эпизодах просто не нужна (советую господину Руминову послушать комментарий Джеймса Кэмэрона ко второму "Терминатору", где он очень хорошо рассказывает о том, когда уместно применять ручную камеру НА СТЭДИКАМЕ, а когда лучше снимать "классически"), с технической и творческой точек зрения фильм сделан очень даже хорошо. Картинка выдержана в откровенно искусственных, вычурно блеклых тонах, призванных подчеркнуть не только мрачное настроение истории, но и мертвую, технократическую сущность мира, в котором живут ее герои. Монтаж, которым занимался сам Павел, также очень хорош и без каких-либо видимых огрехов. Диалоги его персонажей современны и жизненны, а иногда в них проскакивает и ненормативная лексика, идущая без "запикиваний" и всегда в "тему". Но особенно хорошо на фильме поработал звукоинженер, аккуратно разложивший многочисленные шумовые эффекты и музыку (к написанию которой, помимо Александра Иванова, Павла Руминова и Алексея Тарутса приложил свою руку и бывший басист King Crimson, Трей Ганн (Trey Gunn)) по каналам так, что звук буквальным образом обволакивает зрителя со всех сторон, еще сильнее погружая его вглубь фильма. Именно качественный звук и индустриальная, мрачная музыка, играет наибольшую роль в деле создания давящей, нервной атмосферы паранойи и неопределенности этого фильма, в котором "ужасов" как таковых и вовсе нет. Зато в нем есть очень болезненная, мрачная атмосфера, и потрясающий по своему напряжению финал. Именно финал является самой высокой нотой ленты, после которой идет обескураживающая тишина, дающая потрясенному зрителю возможность хоть немного отойти от нечеловеческого надрыва финальных десяти минут. Не скажу, что это был шедевр, но кино получилось очень и очень достойное, что, в общем-то, приводит нас к началу статьи, и задает резонный вопрос: "Талантлив ли господин Руминов?" Безусловно! "Но настолько ли он талантлив, чтобы лить на головы читателей тонны мегапафоса и объявлять себя чуть ли не гением?" Не настолько! Скромнее надо быть, господин Руминов, ведь скромность, это одна из добродетелей, которую наверняка бы оценили мертвые дочери... ;)

Вернемся, впрочем, к обсуждению самого фильма. В своем интервью Павел Руминов утверждал, что мечтает снимать востребованное, зрительское кино на уровне лучших западных образцов жанра. Но что же у него получилось с "Мертвыми Дочерьми"? А получилось кино, явно для массового зрителя не предназначенное! Для эстетствующих киноманов - вполне, эдакий "мистический артхаус", но для жующих попкорн масс - абсолютно непонятное и вызывающее тошноту от постоянного метания камеры. Да по большому счету не получилось оно и жанровым, хотя некоторые "незаменимые" фишки в нем все-таки присутствуют. Самая главная претензия к фильму (помимо уже навязшей в зубах камеры ;)) - откровенная вторичность истории и неприкрытый "звонковый плагиат". Но если отбросить все претензии, абстрагироваться от "шевеленки" и погрузиться с головой в картину - то очень быстро попадаешь в параноидально-мрачный мир, в котором невидимые призраки мертвых дочерей издеваются над своей очередной жертвой, а режиссер, всласть и с откровенным цинизмом, издевается над многими устоями современного общества и интернет-технократического бытия. Уже за одно это ему можно простить многое, а ведь в фильме еще есть немало хорошего в лице отличных молодых актеров, суперкачественного звука и очень талантливого, напряженного финала. Бежать всем в кино - однозначно, а режиссеру, напоследок, хотелось бы посоветовать умерить пафос, и отказаться, в конце концов, от постоянно дергающейся камеры - в 2007-м году это уже давно не модно, даже не артхаусно, да и вообще - не комильфо... ;)