Молодой хамоватый мажорик на папины деньги открывает стильный ночной клуб под названием "Фобос", расположенный в помещении старого советского бомбоубежища. Приехав туда на очередную инспекцию, мажорик, вместе со своей скромной невестой, а также серьезным прорабом, гопнического вида диджеем-наркоманом, пронырливым вором-директором, его гламурной подружкой и готического вида подружкой подружки, оказывается запертым из-за шалости диджея-объебоса. Мобильные телефоны за бетонными стенами подвала, разумеется, не ловят, и так получилось, что никого из запертых в ближайшее время совершенно точно не хватятся, а значит им придется найти способ выбраться из каменного мешка. Вот только сделать это будет совсем не просто, ибо в наглухо запертом подвале обитает нечто, питающееся человеческими страхами...

Но на самом деле обитает там зловещий призрак коммунизма, ведь по ходу дела выясняется, что бомбоубежище являлось некогда секретным ГэБэшным объектом, где, помимо прочего, расстреливали и "врагов народа". Такой сюжетный поворот совсем неудивителен, если знать, что сценаристом этого фильма является Александр Шевцов, автор назидательно-патриотических "Мы из Будущего" и "Мы из Будущего 2". Но если "Мы из Будущего" были вполне качественными работами с хорошим сценарием, талантливыми молодыми актерами и грамотной режиссурой, то в "Фобосе" мы видим лишь прокол на проколе, и начинается все с убогого и глупого сценария господина Шевцова, который снабдил своих ходульных персонажей идиотскими репликами и поместил их в не менее дебильные ситуации. Начать стоит хотя бы с того, что все персонажи этой ленты неимоверно клишированы и настолько прямолинейно-плоские, что моментально утрачивают какую-либо связь с реальностью. Если это мажор, - то обязательно самоуверенный хам и сексист-собственник, по любому поводу третирующий будущую жену. Если гламурная девка, - то обязательно блондинистая тупая дура с розовым губным блеском, вопящая по любому поводу, а чаще всего без. Если готелка, - то мрачная и повернутая на мистике деваха в обязательном по такому случаю ошейнике и порванных чулках. Нанятый мажориком директор клуба - скользкий проныра-вор, "обувающий" хозяина на всем, на чем только можно. Диджей, - разумеется, наркоман, нюхающий кокс, и свой прям в доску рубаха-парень, ну а самые положительные герои, конечно же, прораб, - приехавший из провинции молодой парень, страдающий от несчастной любви, и тихая невестка хамоватого мажорика, вынужденная терпеть его ради лечения больной сестры... Мало того, что таких прямолинейно-ходульных персонажей в жизни не бывает, ведь у любого человека в психологическом портрете граней все же больше, чем одна, так и отношения их друг с другом не выдерживают никакой критики. Так, "альтернативная" готелка в реальной жизни никогда не была бы лучшей подругой гламурной пергидрольной дуры, а даже "самый правильный" прораб давно бы врезал достающему всех своим кретинским поведением и идиотскими шуточками диджею-гопнику в спортивном костюме "Abibas". А он, вместо этого, в некоторых сценах с ним чуть ли не братается.

Не напрягался сценарист и по поводу страхов главных героев, кроме одного, экстравагантную фобию которого я вам не раскрою ;). Так, молодой мажорик, по примеру Говарда Хьюза (Howard Hughes), страдает вермифобией, боязнью микробов, а его тихая невеста панически боится огня. Проныра-директор боится покойников и злых духов, его гламурная подружка - мышей и насекомых, а ее подружка-готелка испытывает панический страх перед водой. Фантазии, как видим, тут немного, да и вообще, весь сюжет этой ленты мало того, что понадерган из удачных западных образцов (привет тебе, "Яма" ("The Hole", 2001)! ;)), так еще и криво сшит такими ярко-белыми нитками, что просто диву даешься. Конечно, заброшенные ГэБэшные объекты попадаются в наших городах чуть ли не на каждом шагу, а так как делали их на века, то вся автоматика там в замечательном состоянии, и даже для "своих" разработчики предусмотрели "коридоры смерти" с автоматическими пулеметами, срабатывающими от нажатия на пол... Ну не смешите меня, честное слово!

Впрочем, посмеяться в этом фильме действительно есть над чем, хотя по идее зритель должен бояться. Чего именно он должен тут бояться, лично я совсем не понимаю, ибо ничего страшного в картине не происходит, саспенса в ней нет ни на грош, и даже все убийства, кроме одного, случаются за кадром. Возможно, зритель должен испугаться портрета Сталина в одном из кабинетов подземелья? Но в этом эпизоде большинство людей наверняка будет смеяться. Или, может, зрители должны пугаться частых воплей персонажей, после которых нам показывают нечто весьма тривиальное, типа симпатичной мышки, ползающей под НКВДэшной шапкой? Ну не знаю... Или, возможно, мы должны бояться откровенно компьютерной "черной плесени", преследующей персонажей ленты с завидным постоянством под "типа мрачное" музыкальное сопровождение модного диджея Грува? Что то сомневаюсь... Одним словом, все попытки напугать зрителя у создателей этой ленты явно провалились, хотя лично я даже попыток таковых не заметил, из чего можно сделать вывод, что авторы снимали все что угодно, только не хоррор или молодежный триллер. Возможно, они снимали комедию, потому что персонаж Петра Федорова постоянно "лепит коры", часть из которых действительно забавна, да и большинство ситуаций, в которые попадают герои, настолько идиотские, что ничего, кроме ухмылки у зрителя вызвать не могут. Подобную же ухмылку вызовет у них и деревянная игра сериальных мальчиков и девочек, которые даже не стараются придать своим персонажам хоть частичку человечности, не взирая на провальный сценарий и отсутствующую режиссуру. Единственные, кто приятно выделяются из этого мутного месива своим актерским профессионализмом, так это одна из звезд "Обитаемого Острова", Петр Федоров, колоритно исполнивший роль обдолбыша-диджея, и талантливый молодой актер Петр Томашевский, сыгравший директора-проныру. Все остальные же унылы и скучны, как, собственно, и режиссура выпускника берлинской киношколы Олега Асадулина, для которого "Фобос" стал первым полнометражным проектом на родине. Уж не знаю, какие оценки ставили господину Асадулину немецкие преподаватели, но тут он сработал на твердую двойку, не сумев ни экшен грамотный поставить, ни со сценаристом и актерами по-человечески поработать. Да и огромное количество давно набивших оскомину клише и "типа крутых" монтажных фишек во время просмотра неимоверно раздражают, наглядно демонстрируя зрителю, что режиссеру не только нечего сказать, но еще и толком нечего показать...

Одним словом, "Фобос" стал очередным доказательством того, что с грамотным жанровым кино в нашей стране все еще очень плохо, и нечастые удачи, вроде "Дозоров" или относительно недавнего "С.С.Д." (2008), лишь подтверждают печальное правило. Зато Федя Бондарчук, студия которого (Art Pictures Group) спродюсировала этот "шедевр" совместно с эстонской Taska Film, наверняка положил себя в карман немало, ибо при заявленном бюджете в два с лишним миллиона в фильме нет ничего, даже отдаленно напоминающего эти деньги. А компьютерная графика, которой здесь немало, и вовсе выглядит топорно и убого, особенно в моменте с пулеметом. В Голливуде, конечно, бюджеты тоже вовсю пилят, но хотя бы стараются сделать так, чтобы конечный продукт не очень пострадал, а в случае с "Фобосом" никто, по-моему, вообще не заморачивался насчет его качества, бабло то получили, ну и ладно, пора приступать к его распилу... ;) Желающие приколоться над "корками" диджея-объебоса или фанаты обжиматься на "местах для поцелуев", конечно, могут и в кино сходить на это чудо отечественного кинопрома, но даже им я посоветовал бы сохранить свои кровные и купить себе бокальчик пива в баре, например, ну или девушке цветы. Пользы будет больше, а "Фобос" можно будет глянуть чуть позже и по телевизору, например, на каком-нибудь канале ТВ3, где ему самое место...