В 1984-м году в окрестностях пионерлагеря "Лесная Поляна" орудовал серпом маньяк-убийца, а двадцать лет спустя в том же, но уже давно заброшенном, лагере начинаются съемки очередного реалити-шоу с участием пяти юношей и пяти девушек, которых привезли туда на микроавтобусе, оставив одних на попечение сексапильной телеведущей Алисы. Что ж, "камера, мотор", режиссер через громкоговорители просит всех собраться на волейбольной площадке, где ведущая начинает репетировать с участниками процедуру голосования "на вылет". Первым "вылетает" Федор, но когда он идет по дорожке, репетируя свой уход из проекта, в его голову со свистом влетает арбалетная стрела... Очень быстро разобравшись, что это не прикол, и пробитая голова парня отнюдь не бутафорская, участники телешоу попытались спешно покинуть территорию лагеря, что им, разумеется, сделать не удалось. И тогда репродукторы вновь заговорили искаженным голосом "режиссера", который объяснил всем новые правила игры. Теперь молодым людям предстоит сражаться не за миллион, а за собственную жизнь...

Вадим Шмелев, режиссер фантастического по своей угарности "патриотического" мегатрэша прошлого года, "Код Апокалипсиса", снял на удивление грамотный и интересный слэшер по мотивам пионерлагерных детских страшилок про черные занавески, красные перчатки и гроб на колесиках :) Да и само название ленты взято из детской страшилки про машину без водителя с номером "ССД" - Смерть Советским Детям, хотя, по заверениям режиссера (и, по совместительству, соавтора сценария), у аббревиатуры есть и другие трактовки - "Самый Страшный День" или "Страшилки Советского Детства", но "Смерть Советским Детям", по-моему, все таки вне конкуренции! Хотя лично я такой истории во времена своего пионерлагерного детства не слышал, - возможно, в наших лагерях ее не рассказывали, хотя один из них и назывался "Лесная Поляна" ;)

Мне не известно, является ли господин Шмелев большим поклонником жанра, или он просто хорошо сделал "домашнюю работу", но его новый фильм - это полноценный молодежный слэшер со всеми атрибутами жанра: вопящими и бегающими тинэйджерами, неуловимым маньяком, кровавыми убийствами с расчлененкой и обязательным показом на экране голых сисек. За их показ отвечала специально приглашенная "звезда", Анфиса Чехова, которая не только помылась на камеру в душе, но еще и на удивление хорошо сыграла. Впрочем, ее "помывка" снята довольно целомудренно, а внушительных размеров сиськи нам показаны в тени, ибо моется ведущая на фоне пересвеченного окна. Это, однако, не помешало Анфисе сделать себе и фильму дополнительный пиар после того, как фрагмент ее помывки, снятый с монитора видеоконтроля, был (судя по всему, намеренно) слит в ноябре прошлого года в Сеть, где его посмотрело больше двух миллионов пользователей. После этого, якобы, госпожа Чехова потребовала у продюсеров либо изъять эпизод из финальной версии фильма, либо доплатить ей за "показ достоинств", хотя потом она, вроде бы как, передумала, и на дополнительные деньги уже не претендовала. Вся эта мышиная возня отечественного "шоубизнеса", впрочем, прошла мимо меня, и о картине я узнал лишь за день до ее выхода, на сайте своего мультиплекса, что говорит о практически полном отсутствии промоушена. И в этом, к сожалению, я вижу тенденцию, потому что другой русский жанровый фильм этого года, "Путевой Обходчик", точно так же почти никак не рекламировался, хотя я видел в кинотеатре его трейлер, а в фойе стояло картонное промо. В случае "С.С.Д.", к сожалению, все еще хуже - я не только не видел его трейлера, но в кинотеатре ВООБЩЕ не висело НИКАКИХ промо-материалов, а Яндекс по запросу "С.С.Д." не выдает практически ничего, в то время как у "Путевого Обходчика" хотя бы сразу официальный сайт выскакивал. Впрочем, по запросу "фильм С.С.Д." Яндекс выдает чуть больше, но официального сайта в результатах поиска (во всяком случае на первых двух страницах, дальше которых никто, обычно, не заглядывает) все так же нет, хотя сам сайт имеется (www.ssdfilm.ru), но выйти на него можно лишь малоочевидными окольными путями, что популярности, или хотя бы известности, ленте, разумеется, не добавляет. Такая ситуация, с моей точки зрения, довольно плачевна, ибо реклама, как известно, "двигатель торговли", и лучше всего этот двигатель работает в сфере кино, но только если заливать туда бензин (читай - вкладывать деньги в промоушен), а этого, в случае с нашими жанровыми лентами, пока не заметно.

Но не будем о грустном и поговорим лучше о позитиве - молодых упругих сиськах, вопящих от страха тинэйджерах и рубящих им головы, в кровавом угаре, маньяках :) С первым пунктом вроде как все ясно, переходим ко второму. Итак, тинэйджеры. А тинэйджеры тут хороши, слов нет. Их типажи разнообразны, а молодые, и, в большинстве случаев, неизвестные, актеры играют совсем неплохо. Местами не без перегибов, разумеется, но, в общем и целом - на очень хорошем уровне, как и навязшая уже в зубах Анфиса, которой, впрочем, было проще, ибо, по сути дела, ей просто надо было быть самой собой. Она ей и была, дожив почти до самого конца ленты, не потеряв, при этом, ни одной конечности :) Другим в этом плане повезло меньше, и большинство героев "С.С.Д." получили по ходу ленты травмы разной степени тяжести - кого на крюки насадили, кого собачки "покусали", а кто-то и вовсе, БУКВАЛЬНО потерял голову... ;) Случилось это, кстати, с презабавнейшим персонажем по имене Алекс, - архетипичным готом с черными ногтями и в "гадах", черном кожаном плаще до земли, характерном гриме и с огромным серебряным крестом (жаль, что не анком ;)) на пузе! Сценарист и режиссер, видимо, некисло "угорали", выписывая своих персонажей, отобранных из разных слоев нашего общества. Тут вам и гот, и клубный "быдло-фэйс-контрольщик"; расчетливый программист и очкастый нюня "ботаник"; сексапильная женщина-вамп и лохушка из Макдональдса; мажористая дочка богатых родителей и провинциалка, мечтающая покорить столицу... Все как на подбор, - легко узнаваемы и хорошо сыграны.

Не только хорошо сыграны, но и отлично срежессированы, и не менее классно убиты, хотя в случае убийств Вадим Шмелев местами отступает от классической схемы слэшеров с детальным показом смертей. Некоторые смерти нам показывают детально, а некоторые - либо обрезают "на самом интересном месте", либо демонстрируют уже постфактум - трупы, что, разумеется, тоже неплохо и вполне эффективно. Эффективно работают и "декорации" полуразрушенного советского пионерлагеря, и замечательная кинематография Олега Кириченко, прославившегося прошлогодней "Русалкой", и грамотный монтаж, и необычный поворот сюжета к концу фильма. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что сюжет с реалити-шоу, на котором кромсают участников, необычным назвать трудно. Еще в 2002-м году вышел независимый канадский фильм "My Little Eye" на эту тему, да и динамика картины к третьему акту чуток провисает, но избежать этого удается мало каким фильмам, поэтому особо придираться насчет этого я не буду. Можно придраться, конечно, к явному деру из "Пилы" (маска маньяка), но тот факт, что наконец-то некоторые наши кинематографисты стали базировать свое жанровое кино не на расхожих "западных ценностях", а на уникальном отечественном материале, вроде детских страшилок, не может не радовать! Работает это, поверьте, просто замечательно, хотя те, кто не был в летних лагерях, прочувствовать "по полной" фильм не смогут. Для них эта картина будет просто "молодежным слэшером", в то время как для людей старшего поколения, это уже "пионерлагерный слэшер", что не одно и то же :) Взяв самое лучшее из американских образцов жанра и взрастив слэшер-штампы на благодатной почве отечественной детской мифологии, Вадим Шмелев снял очень грамотный и развлекательный "русский слэшер", который, к сожалению, с несуществующей раскруткой и малым количеством залов ждет неминуемый прокатный провал. Режиссер, впрочем, вряд ли по этому поводу переживает, ибо бюджет фильма по современным отечественным меркам не очень большой, всего два (по другим данным - полтора) миллиона долларов (сравните с пятнадцатью "Кода Апокалипсиса"! ;)), и "отбить" его на DVD не очень сложно, даже не смотря на цветущее у нас пиратство. "С.С.Д." - это второй полноценный жанровый фильм России (во всяком случае, за этот год), качественно снятый в лучших традициях западных аналогов, но с "русским колоритом". Посмотреть его нужно обязательно, особенно тем, кто до сих пор ностальгирует по советскому пионерлагерному детству, а на следующий год нам господин Шмелев готовит очередную порцию орущих тинэйджеров в своем новом молодежном слэшере "Школа". После столь эффектного и грамотно "С.С.Д." я обязательно на него пойду, а вы? ... ;)