Пожалуй, один из самых серьезных и мрачных фильмов в мировой научной фантастике и, безусловно, самый серьезный и непростой для восприятия фильм во всей серии "Чужих" стал дебютом в большом кино талантливейшего режиссера Дэвида Финчера. Поставленный через шесть лет после релиза сверхуспешной второй части, третья серия саги о Чужом отличается, пожалуй, разительнее всего от своих предшественниц...

..."Он всегда был с нами" - такими словами заканчивает свой жизненный цикл робот Бишоп, рассказав Рипли о причине отделения криомодуля от основного корабля. При падении на планету девочка Ньют и капрал Хикс погибли, и Рипли вновь остается одна - единственная женщина в окружении двадцати двух уголовников, отбывающих срок на отдаленной планете с максимальным уровнем охраны - точнее, охраны там нет совсем, ибо бежать попросту некуда. Вскоре после прибытия Рипли начинают гибнуть заключенные, и становится очевидно, что Чужой также был в криомодуле, но вот что не сразу является очевидным, так это "беременность" Рипли, и "беременна" она Королевой...

Господин Финчер - режиссер непростой, я бы даже сказал - уникальный, у него есть уникальный дар браться за явно коммерческие проекты и делать из них абсолютно некоммерческое, сугубо авторское, непростое и очень глубокое кино. Так он поступил и с "Чужим 3" - сняв исключительно мрачную (весь фильм снят в очень темных тонах) и весьма тяжелую для восприятия драму, где в полной мере раскрывается вся трагедия Рипли, жизнь которой была перечеркнута встречей с Чужим. Я считаю, что Сигурни Уивер полностью "раскрылась" и реализовала себя как драматическая актриса именно в этой постановке; ни до, ни после этого фильма ничего подобного по своей силе и глубине переживаний она не играла. Естественно, что и остальные актеры весьма сильны и раскрывают непростые характеры своих персонажей в полной мере. Но все это затмевается величием самого режиссера, имеющего непередаваемый такт и уникальный подход к реализации весьма сложных и серьезных вещей, не говоря уже об уникальной визуальной культуре и искусстве подачи материала. По глубине проработки образов и "многоуровневости" постановки - третьим "Чужим" равных нет, и это нужно принять как данность. На самом деле, словами очень трудно описать те чувства и мысли, что рождаются у вдумчивого зрителя во время просмотра данного шедевра, и там, где обычные люди видят лишь "скучные" моменты, умный зритель увидит намного, намного большее. И хотя многие критикуют фильм за то, что ему якобы "не хватает динамизма", в действительности это его достоинство, просто фильм совсем не о беготне по узким коридорам и не о попытках выманить Чужого, а совсем, совсем о другом...

Трудно ожидать от массовой аудитории адекватного восприятия подобных фильмов - и естественно, "Чужие 3" в прокате провалились, едва окупив свой пятидесятимиллионный бюджет. Слава Богу, что на кинематографической карьере Финчера этот провал не поставил крест, благодаря чему мы смогли увидеть такие фильмы как "Семь", "Игра" и замечательный "Бойцовский Клуб". Подводя черту, стоит сказать лишь одно: "Чужие 3" - фильм явно не для всех, он нравится немногим и считается провальным - но на самом деле это шедевр, настоящее искусство, и тот, кто его понимает - счастливый человек...