Роберт Блох (Robert Bloch), будучи одним из молодых участников "лавкрафтовского круга" (культовый писатель был его наставником и первым, кто убедил не зарывать талант в землю), широкой публике известен как автор новеллы "Psycho", которую с триумфом экранизировал легендарный Хичкок (Alfred Hitchcock) в 1960-м. Продолжив сотрудничать с киноиндустрией, в 1964-м Блох знакомиться с владельцами Amicus, которым продает короткий рассказ "Череп Маркиза де Сада" ("The skull of the Marquis de Sade"), ставший впоследствии фильмом "Череп" ("The Skull", 1965). Довольный результатом, до конца шестидесятых писатель активно сотрудничает с Amicus, продавая им права как на уже опубликованные рассказы, так и сочиняя оригинальные сценарии, но к началу семидесятых взаимовыгодное сотрудничество практически сходит на нет, ибо совладелец студии, Милтон Суботский (Milton Subotsky), решает самостоятельно писать сценарии к продюсируемым фильмам. Таким образом, "Asylum" стал последней лентой Амикус, поставленной по сценарию Блоха, который, в свою очередь, переработал под формат антологии четыре своих ранних рассказа...

На собеседование в психиатрическую клинику доктора Старра (Dr. Starr, явная аллюзия на имя доктора Тарра из рассказа Эдгара Алана По "The System of Doctor Tarr and Professor Fether") приезжает молодой врач Мартин, которого встречает на инвалидной коляске доктор Рутерфорд. Несколько дней назад его ноги повредил сошедший с ума владелец клиники, и теперь, чтобы получить должность нового доктора, Мартину нужно подняться наверх и распознать среди четверых психов доктора Старра. Не сомневаясь в своем профессионализме, молодой доктор принимает вызов и поднимается на этаж с пациентами, среди которых первой оказывается женщина, Бонни.

История Бонни такова: ее любовник, Уолтер, убивает свою богатую жену ради новой жизни с Бонни. Расчленив тело благоверной, Уолтер упаковывает индивидуальные куски в плотную бумагу, складывает их в холодильную камеру, после чего звонит любовнице, чтобы та за ним заехала. Расчлененная женушка, однако, не смирилась со своей участью, достав благоверного даже с того света, а приехавшей чуть позже Бонни пришлось топором отбиваться от нападающих на нее рук и ног убитой...

Внимательно выслушав девушку, доктор Мартин перемещается в камеру второго пациента, сумасшедшего портного Бруно, история которого оказывается не мене абсурдной, чем рассказ Бонни. Коммерческие дела у Бруно последнее время шли из рук вон плохо, но однажды на пороге его небольшого ателье появился некий Смит, заказавший пошив костюма из странного переливающегося материала. Пообещав за работу двести фунтов, незнакомец снабдил Бруно не только материалом, но и подробными инструкциями о том, как именно нужно было шить. Выполнив работу в срок и доставив костюм по адресу, Бруно никаких денег от Смита не получил, зато выяснил, что костюмчик оказался магическим и предназначался его умершему сыну. Воскресил он, впрочем, не сынка, а бездушный манекен в ателье Бруно...

Оценив богатую фантазию портного, доктор Мартин двигается в следующую камеру, где его снова встречает женщина, на этот раз страдающая галлюциногенным раздвоением личности. Молодая девушка Барбара вообразила, будто у нее есть близкая подруга Люси, которая на самом деле и убила брата с сиделкой после того, как врачи выписали ее из клиники. На этот раз, впрочем, в лечебницу она загремела надолго, вместе со своей кровавой подружкой, смотрящей на нее из зеркала...

Случай с Барбарой оказался заурядным, и тогда Мартин пошел к последнему пациенту, доктору Байрону, который мастерил в своей камере человечков, надеясь, впоследствии, наделить их разумом. Там Мартин не задержался, посчитав все очевидным, но сделал это опрометчиво, ибо вскоре его ждал большой сюрприз...

Работая по своей обычной схеме, для съемок очередной хоррор-антологии Суботский привлек кучу звезд первой величины, имена которых замечательно смотрелись на афишах, а в качестве режиссера задействовал хаммеровского ветерана, Роя Уорда Бэйкера, который был счастлив поработать с таким мощным актерским составом. В результате получилась одна из лучших картин Amicus, хотя и с небольшими огрехами. Огрехи эти, в основном, заключаются в затянутости и недостаточной динамичности некоторых эпизодов, в то время как другие истории вполне могли бы быть чуток "расширены". Ответственность за это, впрочем, несет не режиссер, а продюсеры. Роберту Блоху, к примеру, не понравились некоторые решения Суботского, который собственноручно руководил процессом монтажа, а Рой Бэйкер, в свою очередь, был не в восторге от того, что Макс Розенберг (Max Rosenberg) передвинул самую "реалистичную" историю Барбары из начала во вторую часть фильма. Зато к подбору и игре актерского состава ни у кого из них претензий не было, равно как и к музыке, автором которой значится Дуглас Гэмли (Douglas Gamley), но большая часть саундтрэка, при этом, состоит из произведений Мусоргского :)

Несмотря на недовольство действиями продюсеров со стороны режиссера и сценариста, для студии фильм оказался исключительно успешным, собрав не только хорошую кассу, но и получив призы на международном берлинском фестивале! После такого грандиозного успеха нужно было резко делать сиквел, но Amicus этим, почему-то, не озаботилась. Впрочем, и без сиквела эта лента в фильмографии Амикус стоит особняком, так как несет в себе намного больше мрачного нигилизма, чем все другие антологии студии, в которых частенько встречаются весьма забавные эпизоды. В "Психбольнице" ничего этого нет, и общий настрой картины апокалиптически мрачен, что особенно понравится любителям "темного" кинематографа. Эта лента, однако, вполне приглянется и более широкой аудитории зрителей, неравнодушных к хорошим артистам, "желтым" хоррор-историям и музыке "Модеста, нашего, Мусоргского"... ;)