Удачно "выстрелив" своим шестнадцатимиллиметровым микробюджетным дебютом "Basket Case" (1982) в начале восьмидесятых, свой следующий фильм ("Brain Damage", 1988) Фрэнк Хененлоттер снял только через шесть лет, но он оказался на видео не менее успешным, чем "Существо в Корзине", и моментально стал культовым. Завидев это, дельцы из Shapiro-Glickenhaus Entertainment, - одного из самых крупных на тот момент "независимых" игроков рынка Home Video, решили "прибрать режиссера к рукам", предложив ему "two picture deal". "Собеседовал" Фрэнка один из основателей SGE, Джеймс Гликенхаус (James Glickenhaus), который помнил его дебютную ленту еще по Каннам и хотел узнать, какого сорта проекты тот мог бы снять для него. Готовых наработок у режиссера на тот момент не было, но он прямо по ходу разговора "скреативил" историю про мертвую невесту, из которой ее несостоявшийся муж сварганил "Франкеншлюху". Эта угарная идея видеобоссу понравилась, и он готов был выделить на нее денег при условии, что Фрэнк снимет для него еще и сиквел успешного "Существа в Корзине", на что тот согласился, получив на оба фильма три миллиона "консолидированного" бюджета. Половина из которого ушла на "Frankenhooker" (1990), а половина на вторую часть "Basket Case", которая начинается с момента, на котором закончилась первая.

А именно, со смерти главных героев! Точнее, это Фрэнк в свое время подумал, что главные герои его фильма умерли, но восемь лет простоя и полтора миллиона долларов творят чудеса, и в сиквеле они, - о чудо, - при падении не разбились, а лишь серьезно пострадали ;) Их безумную историю подхватили медиа, в результате чего про Дуэйна с брательником узнала "доктор Фрик", или "бабуля Рут", как ласково называли седовласку пригретые ею мутанты. В своем шикарном загородном особняке уже немолодая женщина укрывала от "жестокого мира" всеразличных мутантов и фриков, в компании которых органично смотрелись бы и Дуэйн с братишкой-монстром, которых они в итоге спасли и привезли к себе жить. Но их исчезновение из больнички, где монстряшка порешил, к тому же, полицейского, не осталось незамеченным, и по следу братьев Брэдли пошла репортерша желтой газетки. В итоге нашедшая "беглецов", на свою голову...

Основной идеей Фрэнка Хененлоттера для сиквела стало желание сделать его как можно менее похожим на оригинал, и сосредоточиться на других фриках, а не на персонаже Кевина Ван Хентенрика. Он даже название картине хотел дать другое, "House of Freaks", на что возразили, естественно, фирмачи из SGE, которым нужен был узнаваемый сиквел известного фильма. В итоге стороны пришли к компромиссу, - Фрэнку позволили "поиграться с фриками" при условии, что основной фокус истории останется на Дуэйне Брэдли с его братом, а фильм в итоге будет называться "Basket Case 2". И Фрэнк на полтора "лимона" разгулялся не на шутку, заказав для картины целый паноптикум из разных уродцев, несколько из которых создавались буквально для одного эпизода. Однако количество, как нам известно, не всегда перетекает в качество, и с сиквелом "Существа" случилась именно эта история.

История человека, получившего в свое распоряжение инструментарий и возможности, но не сумевшего грамотно ими воспользоваться по причине отсутствия центральной идеи. Потому что "хочу увидеть на экране больше фриков", - это не идея, и вокруг нее очень трудно соорудить вменяемое и, самое главное, интересное повествование. Во время просмотра этой ленты буквально физически ощущается отсутствие у Хененлоттера интересных идей как по дальнейшему развитию истории оригинального фильма, так и по поводу того, что со всеми этими новыми фриками делать. Потому что ни одного из них "по ходу пьесы" мы реально не "узнаём", и если в первой ленте у главных героев была очевидная мотивация, то тут их мотивация реально высосана из пальца. Более того, если в первой ленте Фрэнк Хененлоттер в плане кровавого грима и эффектов мог позволить себе буквально все, потому что не собирался получать от MPAA никакого рейтинга, то в сиквеле он должен был уже оглядываться на "стандарты", в результате чего убийства стали менее кровавыми и в плане монтажа чуть более "рваными". Разумеется, качество самих эффектов и грима не идет ни в какое сравнение с первой лентой, где братик-монстр, например, был просто покрашенным куском резины, в то время как для сиквела ему не только переработали дизайн, но и снабдили его куклу аниматроникой. Не идет, естественно, ни в какое сравнение и качество картинки, потому что сиквел снимала уже профессиональная команда на полноценные 35 миллиметров, с отличным светом и классным звуком.

В техническом плане вторая часть, разумеется, на сто пятьдесят тысяч голов выше "грайндхаусной" первой, но парадокс заключается в том, что именно поэтому она и хуже смотрится. Где раньше был голодный микробюджетный задор, - теперь сытый холодный расчет, где раньше был фонтан идей, - теперь их явное отсутствие. Ну или если и не полное отсутствие, то очевидное падение в качестве. Потому что в первом фильме были реально жуткие моменты и довольно много абсурда, что иногда выливалось в действительно забавные сцены, в то время как в сиквеле нет ни жути, ни особого абсурда, ни смешной комедии. По сути, сиквел просто "никакой", и смотрится как качественно поставленная "типа жанровая" жвачка без ярких запоминающихся моментов (кроме одного) и со стандартными приемами, - вот вам немножко шизофрении, вот вам щепотку абсурда, и вот вам много, много гротескного грима и спецэффектов, - смотрите, хавайте.

И "пипл хавал"... Настолько активно, что почти сразу после выхода второй части на видео Фрэнку заказали еще один сиквел, который он через год оперативно и подогнал :) И который вы тоже, разумеется, посмотрите, как и эту ленту, просто потому что "это же Фрэнк Хененлоттер!" ;) Жаль, конечно, что высокобюджетная вторая часть франшизы "Basket Case" по всем творческим параметрам оказалась гораздо хуже оригинала, но и в ней, конечно, есть на что посмотреть. Например, киноманам будет наверняка интересно выцеплять многочисленные отсылки к киноклассике, самые очевидные из которых, конечно, намекают на классическую ленту Тода Браунинга (Tod Browning) "Freaks" (1932). А еще в картине глаз не оторвать от замечательного перформанса Энни Росс в роли очевидно "поехавшей" на теме уродов Granny Ruth...