Вдохновленные серьезным коммерческим успехом предыдущего хоррора Бавы, "Черное Воскресение" ("Black Sunday", 1960), фирмачи из American International Pictures решили продолжить сотрудничество с итальянцами вообще, и с Марио в частности, став сопродюсерами его нового фильма. Денег, впрочем, Сэм Арков (Samuel Z. Arkoff), как всегда, отстегнул не много, зато дал проекту подъувядшую хоррор-звезду, Бориса Карлова, который как раз сидел тогда у него на контракте. Таким вот образом Борис и стал для новой жанровой картины Марио рассказчиком трех историй коварства, страсти, и потустороннего ужаса...

В первом сегменте, под названием "Телефон", речь идет о сексапильной прошмандовке, которой угрожал по телефону сбежавший из тюрьмы преступник. Во втором и самом длинном эпизоде ленты, основанном на истории Алексея Константиновича Толстого "Семья Вурдалака" (в фильме просто "Вурдалак"), речь идет о деревенских вампирах, крепких семейных узах и несчастной любви. А в заключительной истории под названием "Капля Воды" зритель видит нравоучительную притчу о неприятных последствиях воровства драгоценностей у мертвых...

В очередной раз показав свою искреннюю любовь к творчеству русских писателей, существенную часть фильма, сорок с небольшим минут, Марио отвел на сегмент "Вурдалак", в то время как "Телефон" и "Капля Воды" получились у него короткими и очень камерными (в обоих всего пара актрис и такое же число локаций). Главные роли в них исполняют француженки, Мишель Мерсье и Жаклин Пьерре соответственно, в то время как в основной части фильма "звездят" американцы, упоминавшийся чуть выше Борис Карлов и будущий мегапродюсер, а в то время симпатичный молодой актер, уже несколько лет как живший в Риме, Марк Дэймон. С актерами тут, надо признать, проблем никаких нет, и что американцы, что французы с итальянцами играют замечательно, не взирая даже на то, что все они говорили на площадке на родном языке, не понимая друг друга :) Обычная практика в итальянском кино того времени, кстати, которое все равно в большинстве своем впоследствии полностью дублировалось.

В данном случае, однако, картина по настоянию AIP еще и перемонтировалась, в результате чего ее европейская версия под оригинальным названием "Три Лика Ужаса" довольно серьезно отличается от американской. Так, например, в американской версии идет совсем другой порядок эпизодов и перед каждым из них есть вставка с Карловым, в то время как в оригинале он "представляет" фильм лишь в самом начале и комично завершает его в самом конце. Да и содержание самих эпизодов подверглось циничной AIPовской цензуре, в результате чего больше всех пострадал "Телефон", превратившийся из истории обычной мести с лесбийскими подтекстом в странную "ghost story". Сам Бава, впрочем, в этих извращениях не участвовал, и картину "резали" и переозвучивали (музыку для американской версии писал штатный композитор AIP, Les Baxter) за океаном уже без него, сохранив, впрочем, его уникальный визуальный стиль. Стиль, который в результате перехода на цветную пленку заиграл новыми (в прямом, разумеется, смысле! ;)) красками, привнеся в его кинематографию дополнительной глубины.

Однако если в "Черном Воскресении" маэстро радовал нас необычными ракурсами, затейливым движением камеры и впечатляющими спецэффектами, то в "Черном Шабаше" (который AIP так обозвала, разумеется, из-за желания напомнить зрителям про предыдущий хит маэстро) ничего этого, по большому счету, нет, и кинематографию картины я не назвал бы прям особо впечатляющей. Нет, разумеется, все снято грамотно, но... как то без искры, без выдумки, как на конвейере. Возможно, у Марио тут было просто меньше времени, и так как это был один из первых его цветных фильмов, то он решил сосредоточиться на свете и цвете, а не на затейливых маршрутах и впечатляющих ракурсах, бог его знает. Факт, впрочем, заключается в том, что с чисто визуальной точки зрения "Black Sunday" смотрится намного интересней "Шабаша", который, к тому же, еще немного скучноват, потому что "Вурдалак" явно затянут, а "Телефон" ничем особенно не интересен. Зато последний сегмент фильма действительно хорош, напоминая одновременно работы Эдгара Алана По и классические истории про сверхъестественное.

Эта лента не стала для AIP прокатным суперхитом, в очередной раз доказав старую истину о том, что два раза в одну и ту же реку войти невозможно, но денег, тем не менее, собрала не мало, в очередной раз повлияв на историю. Так, именно благодаря этому фильму легендарная группа Black Sabbath получила свое имя, называвшись до его выхода скучно и блекло, - Earth. Открывающий ленту сегмент "Телефон" считается самым первым цветным итальянским триллером, или, если угодно, прото-giallo, пускай и короткометражным. Да и если верить Тарантино, то его "Криминальному Чтиву" ("Pulp Fiction", 1994) мы тоже обязаны именно этому фильму, который вдохновил великого постмодерниста и на гей-нигга-изнасилование, и на воткнутый шприц в сиську... Точнее, разумеется, он вдохновил его на создание всего фильма с тремя переплетенными друг с другом историями, а не на упомянутые мной эпизоды ;) Но ведь вдохновил же, вдохновил! Хотя в самой картине, в отличие от ленты Тарантино, рассказанные истории друг с другом никак не связаны. В этом смысле она является классической хоррор-антологией того времени, век которых, как показала жизнь, был не долог.

Что ж, у всех поклонников творчества маэстро эта лента в коллекции и так давно уже есть, а вот тем, кто с ней еще не знаком - посмотреть ее нужно обязательно, ибо это культовая жанровая классика, вошедшая в историю. Особенно любить ее, впрочем, по этому поводу совсем не обязательно... ;)