Став к началу шестидесятых годов прошлого века не только известным и востребованным кинооператором, но еще и настоящим "человеком-оркестром" итальянской киноиндустрии, способным выполнить практическую любую работу, легендарный ныне Марио Бава довольно быстро приобрел репутацию человека, способного "вытащить" даже самый провальный проект, чем он и занимался с середины пятидесятых, "спасая" для продюсеров из Galatea Films одну проблемную картину за другой. В итоге, в качестве благодарности, глава Галатеи Нелло Санти (Nello Santi) предложил Марио стать "официальным" режиссером, сняв любой проект на выбор. Будучи давним поклонником мистической повести Гоголя "Вий", Марио Бава решил "дебютировать в режиссуре" именно с ее адаптации, хотя в получившемся сценарии (авторства Ennio De Concini, Mario Serandrei, Marcello Coscia и самого Бавы) от гоголевского "Вия" остался лишь Миргород, куда направляются два главных героя, да ведьма, и больше ничего...

В семнадцатом веке в небольшой молдавской деревушке объявилась вампирствующая ведьма с любовником, бывшие, к тому же, знатных кровей. Прознав про их злодеяния, честной народ решил призвать богомерзких кровопийцев к ответу, для чего прибил к их лицам бронзовые маски сатаны и похоронил под сенью чудотворного распятия, дабы никогда не смели больше их тела бродить по свету, сея смерть и ужас. Однако через двести лет заезжие доктора случайно оживляют ведьму, которая, призвав на помощь мертвого любовника, решает отомстить своим дальним родственникам, а заодно и получить обратно красоту и молодость. Однако ее коварным планам сумел помешать молодой доктор Андре, спасший от ведьмы не только местных жителей, но и свою любовь...

Как видите, от гоголевского "Вия" в ленте ничего нет, и она, скорее, отдает дань уважения атмосферным черно-белым "gothic horror" фильмам Universal тридцатых, чем литературному первоисточнику, хотя в картине чувствуется и влияние британской Hammer. Да и две главные роли там играют самые что ни на есть британцы, - никому на тот момент неизвестная Барбара Стил и фактурный красавчик Джон Ричардсон, которого одно время даже рассматривали на роль Джеймса Бонда. Ирония, впрочем, заключается в том, что на родине двух главных звезд этого фильма, Англии, увидеть его никто не мог, ибо ленте было отказано в прокатном сертификате по причине особой для того времени жестокости, и картина смогла выйти в ограниченный прокат лишь в 1968-м году, когда BBFC сняла ограничения. Для Барбары Стил, впрочем, "Черное Воскресение", как его окрестили американские прокатчики в лице легендарной AIP, стало прорывным проектом, который моментально зажег ее звезду на жанровом небосклоне того времени, сделав из актрисы культовую икону. Да и для Марио Бавы этот проект стал очень хорошим стартом его полноценной режиссерской карьеры, ведь лента получила не только хороший бокс-офис, в основном за границей (для AIP, например, "Черное Воскресение" стало на тот момент самым прибыльным их фильмом), но и позитивные рецензии большинства критиков, которые, кстати, до сих пор считают эту ленту лучшей в карьере маэстро. Я с ними готов согласиться лишь частично, потому что Марио Бава и после снял немало замечательных картин, но то, что "Воскресение" является образчиком безупречного стиля и удивительного, для ее низкого бюджета, качества - бесспорно.

Бюджет, впрочем, для Бавы никогда не был помехой, и он совсем не зря слыл в среде итальянских продюсеров волшебником, способным выдать на-гора отличного качества продукт за очень небольшие деньги, чему наглядным доказательством является эта картина. Картина, снятая им не без проблем (с Барбарой Стил) за смехотворную по нынешним временам и совсем небольшую даже тогда сумму в районе ста тысяч долларов, которая, впрочем, частично была компенсирована шикарным по меркам итальянского кино шестинедельным съемочным периодом (обычным тогда считалось снять фильм за три-четыре недели), что, разумеется, лишь самым положительным образом сказалось на качестве конечного продукта. ПОТРЯСАЮЩЕМ качестве, ибо картина замечательно смотрится и сейчас, по прошествии полувека с момента ее выхода! Вложив весь свой креатив и технические знания в ее производство, Бава смог создать на экране впечатляющую и пугающую (аудиторию того времени, разумеется) готическую сказку с замечательной черно-белой кинематографией, стильными декорациями и гротескным гримом со спецэффектами, которые все вместе создают на экране впечатляющую атмосферу "олдскульного мистического хоррора", не без помощи эффективного музыкального сопровождения, разумеется, авторства Роберто Николози (Roberto Nicolosi). Его музыку, впрочем, для американского релиза AIP заменила на композиции Леса Бакстера (Les Baxter), попутно фильм подрезав и заново дублировав. Отчего их не удовлетворил оригинальный английский дубляж, выполненный в Риме, мне не очень ясно, ибо он весьма неплох, но Сэму Аркову (Samuel Z. Arkoff) было виднее... :)

В своем первоначальном непорезанном виде и с оригинальным названием "Маска Демона" этот фильм, по сути, демонстрировался лишь в Италии, и только в италоязычной версии присутствовали недвусмысленные намеки на инцестуальную связь ведьмы со своим любовником, который был ее братом. Во всех же версиях английского и прочего дубляжа такой пикантной информации нет, что, в общем-то, неудивительно, ибо для большинства прокатных территорий содержание ленты и без инцеста было весьма серьезным, а с ним - так и подавно. Установив, по сути, новый "стандарт ужаса" в кино того времени, картина Бавы не только стала обласканным критиками прокатным хитом, но и культовой классикой, оказавшей существенное влияние на многих известных кинематографистов современности, вроде Тима Бартона (Tim Burton) или Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola), которые отдали дань уважения этому фильму в своих работах (догадайтесь в каких ;)). Жаль, только, что сам Бава не сумел воспользоваться очевидным успехом своего режиссерского "дебюта", предпочтя Голливуд, из которого ему пачками поступали предложения, итальянской киноиндустрии, где он, конечно же, работал много и стабильно, но без особенной "раскрутки". Именно поэтому все знают Хичкока, но мало кто знает Баву, который сделал для развития кино столько же, если не больше... :(

Являясь непререкаемой жанровой классикой и лентой, которая отлично смотрится даже сейчас, "Черное Воскресение" должно занимать одно из самых почетных мест на полке любого уважающего себя поклонника кино, а лучше, в составе коллекции фильмов Марио Бавы, одного из величайших деятелей итальянского кино. И это, уж поверьте, не преувеличение!