До середины шестидесятых в итальянском хорроре было всего две суперзвезды, Марио Бава и Рикардо Фреда (Mario Bava, Riccardo Freda), но с выходом в 1964-м "Данс Макабра" к иконостасу присоединился и Антонио Маргерити, творивший под псевдонимом Anthony Dawson. Дело, значится, было так: постановщик спагетти-вестернов (Django) Серджио Корбуччи (Sergio Corbucci) в соавторстве с Джованни Гримальди (Giovanni Grimaldi) написал сценарий очередного хоррора и должен был стать его режиссером, однако в дело вмешался случай, и другой его проект, "The Slave" (1964), неожиданно получил "зеленый свет", в то время как "Castle Of Blood" еще находился на стадии pre-production. История умалчивает, обращался ли Корбуччи к "патриархам" Баве и Фреда, но даже если и обращался, то в то время они все равно не смогли бы взяться за проект. Не имея возможности режиссировать самому, но и не желая передавать свой сценарий в безответственные руки, Серджио Корбуччи обратился к своему давнему приятелю Антонио Маргерити, с которым давно и плодотворно работал (Маргерити частенько снимал для фильмов Корбуччи натурные сцены ;)), и тот, будучи большим поклонником жанра, с восторгом принял предложение. Восторга Маргерити добавил и тот факт, что тремя годами раньше в итальянском прокате большие деньги собрал "Колодец и Маятник" ("Pit And The Pendulum") Кормана с Барбарой Стил в одной из главных ролей, а значит, можно было надеяться на прокатный успех и нового фильма все с той же Стил и "по рассказу" все того же По. Почему фраза "по рассказу" идет в кавычках? Да просто потому, что рассказа "Danse Macabre", по которому якобы снят фильм, у Эдгара По нет и никогда не было. На самом деле сценарий фильма представляет собой вольный микс из ироничного рассказа По "Never Bet The Devil Your Head", классического мюзикла Камиля Сен-Санса 1874-го года "Danse Macabre", а также произведения Артура Шнитцлера (Arthur Schnitzler) "La Ronde". Чтобы придать картине "дополнительный вес", в ней лично появляется Эдгар Алан По (в колоритном исполнении итальянца Silvano Tranquilli), а Барбара Стил (под которую и писался сценарий), как и у Кормана, играет персонаж по имени Элизабет...

Действие ленты начинается в небольшой лондонской таверне, куда прибывает молодой писатель и журналист Алан Фостер ради интервью с Эдгаром Аланом По. Известный писатель в застольной беседе утверждает, что все его рассказы являются истиной от первого и до последнего слова, а его таинственный собеседник предлагает скептически настроенному Алану пари, по которому он должен провести одну ночь в фамильном замке Блэквуд. Алан, предвкушая знатный куш (так как пари он заключил на большие деньги), соглашается, нисколько не смущаясь того факта, что в замке ему предстоит провести единственную ночь в году, когда оживают мертвецы. Не веря во всю эту мистическую чушь, молодой человек отважно входит в замок, и... очень быстро встречает там очаровательную Элизабет, а потом и ее сестру, и других персонажей. В эту ночь Алан становится свидетелем многочисленных смертей, произошедших в стенах замка за долгие годы его существования, но самый главный свой секрет мертвецы расскажут ему под утро...

Именно в этом фильме в полную силу проявилась уникальная "готическая красота" Барбары Стил, необычная внешность которой играла свою роль и в других картинах, но нигде так сильно, как здесь. Самой же Барбаре мало где было так тяжело сниматься, как в этой ленте Маргерити из-за двух факторов - необычной техники съемок и партнерши Маргарит Робсам. В то время как Марио Бава или Рикардо Фреда снимали свои фильмы за шесть-восемь недель, Маргерити умудрился отснять этот фильм всего за две! (Плюс еще один день на спецэффекты.) Таких результатов удалось добиться с помощью "трехкамерной техники", впервые примененной Карлом Фройндом (Karl Freund) на съемках телесериала "I Love Lucy" (1951). Смысл ее заключался в том, что для каждой сцены оператор Riccardo Pallottini стратегически выставлял три кинокамеры таким образом, чтобы они покрывали большую часть необходимых ракурсов, при этом не "засвечивая" друг друга. При таком подходе можно было снять всю сцену всего за несколько дублей без перестановки камеры и света, но появлялись очевидные ограничения на композицию кадра и движения камеры. Чтобы иметь максимальную свободу монтажа, иногда Антонио использовал до семи камер одновременно, что, однако, порождало кучу проблем для актеров, вынужденных играть "вообще", а не на одну основную камеру, как это практикуется при "традиционных" съемках. Особенно сильно напрягалась по этому поводу Барбара, постоянно скандалившая с режиссером. Режиссер же, в свою очередь, скандалил с малоопытной норвежской актрисой Маргарит Робсам (закончившей после этого фильма свою "актерскую" карьеру, переключившись на технические киноспециальности), которую он взял на роль Джулии. В лесбийской сцене со Стил, Маргарит наотрез отказалась целовать Барбару, восклицая, что "никогда не сможет поцеловать женщину", на что взбешенный Маргарити орал "да просто представь, что ты целуешь Уго (Ugo Tognazzi, тогдашний муж Робсам), а не Барбару"! В результате этого консервативного идиотизма (и актерского непрофессионализма!) сцена получилась, мягко говоря, "так себе"... Честно говоря, положа руку на сердце, и весь фильм с моей точки зрения вышел "так себе", не взирая на его очевидные заслуги и культовый статус. Хорошего в нем: стильная черно-белая съемка, канонический "gothic-beauty" образ Барбары Стил, неплохая атмосфера и местами интересные сценические решения. Плохое: откровенно натянутая история, дешевые и совсем не страшные "пугалки", театральное переигрывание некоторых актеров и общая неубедительность их поступков и реакций. Если просуммировать, то твердая тройка, хотя из-за культовости очень хотелось бы натянуть на четыре, но... справедливость превыше всего, и если для жанра итальянского хоррора фильм очень ценен, то на мировой арене есть куда более внушительные картины из того же временного периода, а значит, никаких поблажек!

Переименованный (из оригинального "Danse Macabre" в "Castle Of Blood") и чуток порезанный (вырезали незначительную часть диалогов и пятисекундный эпизод с голыми сиськами ;)), в американском прокате фильм с огромным успехом шел в связке с "Геркулесом в Призрачном Мире" ("Hercules In The Haunted World", 1961) Марио Бавы, заставив прокатчиков, братьев Вулнер (Lawrence and Bernard Woolner), серьезно вложиться в продюсирование других итальянских жанровых лент. Фильм был успешен и у себя на родине, причем настолько, что через семь лет его продюсер, Марко Викарио (Marco Vicario), попросил Маргерити замутить римейк, но уже в цвете. Антонио, разумеется, согласился, в результате чего появилась "Паучья Сеть" ("Web Of The Spider", 1971) с уникальным Клаусом Кински (Klaus Kinski) в роли Эдгара Алана По! Несмотря на хороший кастинг (в роли Алана Фостера - Anthony Franciosa, в роли Элизабет - Michele Mercier) и бОльший бюджет, фильм оказался провальным и абсолютно "не сработал", в чем, по версии Маргерити, в числе прочего была виновата цветная кинематография, на корню убившая напряженную атмосферу. Что забавно, в Америке римейк рекламировался как "основанный на рассказе Эдгара Алана По "Night Of The Living Dead"!...

Что ж, пора подводить итоги. Данный фильм, безусловно, является культовой классикой и рекомендуется к просмотру хотя бы из-за канонического "готик-имиджа" госпожи Стил. Картина обязательна для расширения кинокругозора, хотя большей части аудитории она вряд ли сильно понравится...