Пожалуй, каждому человеку, жившему в эру видео бума в нашей стране, знакомо чувство, которое возникает при просмотре любимых фильмов детства (юности, молодости) в более зрелом возрасте, так сказать, с высоты синефильского и своего жизненного опыта. Это чувство разочарования, ибо бОльшая часть фильмов, записанных на самопальные кассеты "2 в 1", передававшихся из рук в руки до полной потери "качества", были, откровенно говоря, полным дерьмом. Но тогдашний зритель, который, с точки зрения поклонника кино, был еще даже не новорожденным, а только лишь зародышем, между "Крестным Отцом" и каким-нибудь "Кулаком Ярости" не видел большой разницы. Так и получалось, что за кино, которое в американских видео магазинах валялось в корзинах "все за доллар", наши люди были готовы отдать ползарплаты, даже не представляя, как они будут плеваться лет через пятнадцать, посмотрев этот же фильм на DVD.

Но, даже несмотря на это, у каждого, пожалуй, остался с той поры хотя бы один фильм (не считая признанной классики, разумеется), который, не смотря на всевозможные недостатки, дорог сердцу по сей день и регулярно пересматривается. Есть в нем нечто, приносящее чувство уюта и умиротворения, как в те далекие времена, когда вся семья собиралась перед телевизором, выключался свет, и, несмотря на постоянно возникающие на экране помехи и надписи, типа "Property of ...", полтора часа проходили, будто в сказке. Для вашего покорного слуги таковым является фильм Марка Л. Лестера "Класс 1999-го Года", довольно условное продолжение его же "Класса 1984-го Года".

Итак, на дворе, как все уже, наверное, догадались, 1999 год. Америка повергнута в пучину междоусобных войн, солдатами которых являются обычные школьники. В самых больших городах страны созданы так называемые "Зоны свободного огня", где нет закона, и куда полиция даже и не думает соваться. В школах, которые превращены в хорошо охраняемые крепости, помимо обыкновенных мальчиков и девочек, желающих получать знания, учатся и представители враждующих молодежных группировок, которых в этом фильме играют вполне себе взрослые дяди лет эдак под 25-30 ;)

И вот, в одну из таких школ, находящуюся в Сиэтле, еще не прославленном своей гранджевой плодовитостью, после отсидки возвращается хороший парень Коди Калп. И, выйдя за ворота тюряги, понимает, что пока он отсутствовал, дела в этом, и без того скверном мире, пошли еще хреновей: младший брат Ангел с матерью крепко подсели на наркотики; родная банда, "Черные Сердца", обещает "замочить", если Коди не вернется в ее ряды. Тем же самым грозит и враждебная "Сердцам" банда, "Бритвенные Головы". Охрана в школе стала совсем борзая, да еще в ней появились подозрительные новые учителя... Одна отрада (точнее, две) – старый добрый мотоцикл, и красавица девушка, дочь нового директора...

...в седую голову которого пришла гениальная мысль – нанять для улучшения дисциплины в школе представителя военно-промышленной организации "МегаТек", который привел с собой трех улыбающихся киборгов, созданных, чтобы убивать врагов, но теперь, пока войны нет, переделанных под "авторитетных наставников".

Итак, три новых учителя берут распоясавшихся хулиганов в ежовые рукавицы, что, безусловно, хорошо. Ведь есть же еще и нормальные дети, а бандиты им не только учиться мешают, но также грабят и избивают. Первой берет ситуацию в свои руки героиня Гриер, мисс Коннорс. На уроке химии она наказывает двух провинившихся, а Гектору, главарю "Бритвенных Голов", наносит "тяжкие телесные", которые, впрочем, "до свадьбы заживут".

Следующим свою "железную" волю проявляет учитель истории, а по совместительству, самый жуткий из киборгов, мистер Хардин. Прямо на уроке он решает "отшлепать" двух особо задиристых парней. С этого момента наш герой Коди настораживается и понимает, что тут что-то не так. А окончательно он в этом убеждается после того, как учитель физкультуры, мистер Брайлс, просит Коди остаться после занятия и подвергает жестокому избиению, а в конец "обдолбанному" парнишке, желающему заступиться за друга, не задумываясь сворачивает шею. После такого поворота событий картина приобретает совершенно иной тон и превращается, по сути, в демонстрацию сыскных способностей главного героя, решившего во что бы то ни стало выяснить, кто эти изверги, выдающие себя за педагогов, и чего они хотят.

По ходу фильма Коди лишается не только своего лучшего друга, Сонни, которого убивает мистер Хардин, но и родного брата, убийство которого киборги обставляют таким образом, чтобы развязать войну между бандами и самим "оттянуться" на ней "по старинке". Действительно, не все же им изображать из себя вторых мам и пап, тем более, если "душа" просит крови, боли, и криков врага.

Что же касается симпатяжки Коди, то ему, в конце концов, удается выяснить, что учителя, в общем-то, никакие не учителя, и даже вообще не люди. Он просит свою девушку, Кристи, убедить отца принять по этому поводу меры, но тот, как позже выяснится, сделать уже ничего не может по причине собственной смерти от рук кибер-физрука. Вообще, по ходу фильма, с молчаливого согласия циничного героя Стэйси Кича, хозяина "железной троицы" Боба Форреста, умирает много невинных людей, ведь никто и ничто не должно стоять между деньгами, которые сулят контракты со всеми школами страны, и человеком, который этих денег страстно желает, а именно такой персоной и является Боб.

Но скоро живых в Сиэтле станет еще меньше, потому что Коди делится своим открытием не только с друзьями, но и с "врагами", в лице "Бритвенных Голов", и, после обязательной процедуры "братания", помирившиеся бандиты отправляются в свой "последний, но решительный бой", который, кстати говоря, для всех из них (кроме главных героев мальчик-девочка), станет последним уже без кавычек.

Во время финальной разборки киборги демонстрируют нам чудеса техники, в виде встроенного в их руки тяжелого вооружения. Правда, самым обделенным по этой части оказался историк, у которого из руки вылезает какая-то вшивая дрель, что заставляет нас серьезно усомниться в его военном предназначении, ведь тянет он, максимум, на робоплотника, или, на худой конец, робоэлектрика :)

Так или иначе, но школьники "доводят учителей до ручки", точнее, до состояния полнейшей негодности, но, по закону жанра, самый сильный киборг умирать напрочь отказывается, и, как заправский терминатор, вышагивает по темным коридорам школы, сверкая экзоскелетом и наводя ужас на честной народ. Впрочем, и на старуху найдется проруха, и, благодаря находчивости Коди и его девушки, физрук все-таки оказывается в своем кибернетическом раю (или аду?).

Этот фильм можно охарактеризовать как "Terminator meets Robocop meets Escape from N.Y. meets Mad Max". От первого взята сама концепция киборгов, от второго – киборги, наказывающие бандитов, от третьего – картины общественного и государственного упадка и прикиды персонажей, ну а "Макс" дал "Классу" образ главного героя-одиночки. Также, в список влияний можно смело отнести любую из социальных драм, повествующих о проблеме отцов и детей, которые были так популярны в Америке восьмидесятых.

Не смотря на близость девяностых, "Класс 1999-го Года", по сути, является классическим exploitation (или cybersploitation?) movie. При этом особенно странно видеть, что все актеры, включая молодежь, не просто адекватны своим ролям, но действительно неплохо играют, и за весь фильм ни разу не возникает желания поморщиться от бездарного перформанса, как это часто бывает в подобной продукции. Уж не знаю, заслуга ли в этом режиссера, чьи фильмы редко отличались хорошей актерской игрой (вспоминаем "Commando", 1985 ;)), или молодежь действительно подобралась одаренная (уж исполнитель роли Ангела – наверняка). А может, актерам было просто "заподло" халтурить, когда вместе с ними работали два суперкультовых человека, начало девяностых для которых хоть и было временем нелегким, но которые, тем не менее, в этом фильме не выглядят особо удрученными. Я имею ввиду, конечно же, Малкольма "Заводной Калигула" Макдауэла и Пэм "Фокси Джеки Браун" Гриер.

Другие "взрослые" актеры ленты тоже шиты явно не лыком. Особенно примечателен, здесь выглядящий очень странно, Стэйси Кич, известный нашему зрителю по роли Майка Хаммера, и человек с очень забавным именем, никого, кроме перекаченных психов в своей жизни, по-моему, не игравший, Патрик Килпатрик.

Что касается остальных аспектов ленты, то и тут все на уровне. Режиссер хоть и погряз в начале восьмидесятых в пучине бесконечных B-movies, но талант (а в случае Лестера – крепкий профессионализм), как говорится, не пропьешь, поэтому фильм представляет собой образец голливудского Sci-Fi боевика категории B, где сюжет захватывает зрителя с первых секунд, а отпускает лишь по окончании финальных титров, действие не останавливается ни на миг, а героям действительно сопереживаешь. Художник фильма очень умело "захламляет" локации для придания им постапокалиптического вида (который, впрочем, успешно соседствует со вполне цивилизованными городскими пейзажами), пиротехники эти локации зрелищно взрывают, оператор все это дело грамотно переносит на кинопленку, а композитор эффектно нагнетает атмосферу в особо острых и напряженных моментах. Песни для фильма подобраны также очень удачно, и среди них даже есть композиция с первого альбома легендарных ныне Nine Inch Nails, которые звучали в то время как натуральные пришельцы из будущего.

Но вот что реально режет глаз, так это довольно халтурные аниматроник-эффекты в конце фильма. Понятно, что бюджет у него был не велик, но ведь у первого "Терминатора", снятого за пять лет до "Класса", он был не больше, а аниматроника там - на голову выше!

Но это все, конечно, уже мелкие придирки, поэтому, подходя к концу, давайте взглянем на то, что мы имеем. А имеем мы харизматичных персонажей в исполнении хороших актеров, отличные шутки (большинство из которых на наш с вами язык адекватно не переводятся), клевые шмотки, крутые тачки, мрачных злодеев и сумрачный, дождливый, и такой красивый город. В общем и целом - замечательное развлекательное кино, доходчиво доносящее до зрителя простую мысль о том, что не нужно искать врага в своем ближнем, ведь рано или поздно может появиться общий враг, и тогда ваше благополучие, здоровье или даже жизнь будут напрямую зависеть от того, сколь много у вас настоящих друзей. Ну а из минусов фильма еще можно отметить некоторые сценарные нестыковки, например:[br] 1) Зачем вообще держать в школе людей, которые не учатся, а лишь занимаются своими бандитскими делами?[br] 2) Если государству уж так необходимо вбить в их гангстерские котелки таблицу умножения, то почему бы ни развести по разным классам членов враждующих группировок?[br] 3) Если администрация школы знает, что члены банд вооружены и особо опасны, тогда почему вместе с ними обучаются обычные дети?[br] 4) Почему директор школы позволяет своей дочери приближаться к человеку, который только что вышел из тюрьмы?[br]

Впрочем, я прекрасно понимаю, что все вышеперечисленное было необходимо сценаристу для дальнейшего развития событий, ну а во всем остальном – фильм хорош и активно мной рекомендуем. Кстати, после недавно всплывших новостей о том, что замечательный русский актер Михаил Пореченков снимает ремейк лестеровского "Коммандо", мне подумалось, что вместо откровенно слабого и безыдейного фильма про очень сильного человека, без труда побеждающего зло, лучше было бы сделать ремейк обозреваемой ленты. Для нашего зрителя, особенно молодого, это было бы куда полезней...