...В 1985-м году Бадди Джовинаццо, на счету которого к тому моменту было лишь несколько короткометражных работ, пришла в голову весьма странная мысль. В который раз наблюдая из окон своей машины проносящийся мимо пейзаж, он вдруг понял, о чём будет его первый полнометражный фильм. Дело в том, что городские окраины отчего-то всегда заставляли его думать о Вьетнаме. Прямого сходства в них, конечно, было мало, но идея снять малобюджетную драму о нелёгкой судьбе человека, прошедшего сквозь Ад, показалась режиссёру довольно удачной. И вот, пересмотрев культовых "Голову-Ластика" ("Eraserhead", 1977), "Охотника на Оленей" ("The Deer Hunter", 1978) и "Таксиста" ("Taxi Driver", 1976), вооружившись старой шестнадцатимиллиметровой камерой и поддержкой друзей, он снимает короткометражку под громким названием "Американский Кошмар" с собственным братом в главной роли. Тут надо отметить что Бадди, несмотря на скромный послужной киносписок, уже имел к тому моменту солидный кинематографический опыт и даже преподавал студентам киноискусство. По этой причине его пробная работа получилась настолько удачной, что съёмки полного метра взялась спонсировать сама TROMA Team во главе с Майклом Херцем и Ллойдом Кауфманом (Michael Herz, Lloyd Kaufman).

Получившийся результат, впрочем, разительно отличался от остальной тромовской продукции, ибо в нём не было жизнерадостного идиотизма и непрекращающегося туалетного юмора. Зато была мрачнейшая экзистенциональная история, сдобренная волной предельно реалистичного насилия и тоннами ненависти ко всему миру...

"Фрэнки Данлан — ветеран войны во Вьетнаме. Побывав в плену и частично утратив рассудок, он возвращается в родной город, где в мрачных трущобах, кишащих безжалостными бандитами и наркоманами, готовыми на всё ради порции зелья, Фрэнк влачит тягостные будни, забытый всеми и никому не нужный. Каждый день он вынужден скитаться по улицам в поисках работы, а в перерывах выбивать пособия, чтобы хоть как-то содержать себя и свою семью. День за днём он слышит упрёки сварливой толстухи-жены и плач недоразвитого ребёнка-мутанта. Находясь в пограничном состоянии между чистилищем и адом, жизнью и чисто физическим существованием, Фрэнк всё больше погружается в тёмную пучину собственного безумия и в один прекрасный день обнаруживает в своей руке заряженный револьвер...".

Любой, кто хоть немного интересуется жанровым или малобюджетным кино, рано или поздно начинает оценивать фильмы такого рода с абсолютно иных позиций, не присущих современному попкорновому зомби. Для искушённого киномана важнее, разумеется, фантазия режиссёра и общая честность картины, в то время как современного зрителя больше интересует количество эффектов и наличие звёздных имён в актёрском составе. "Боевой Шок", к счастью, принадлежит к сегменту микробюджетных картин (снят всего за 40 тысяч) и представляет собой эдакую городскую драму с элементами сюрреализма и хоррора. Причём хоррор в фильме по большей части социален, если не брать в расчёт откровенно трэшовые, но отнюдь не плохие, или ненужные, отсылки к "Голове-Ластику" Линча, а сюрреализм выражен в ряде блестящих художественных находок, вроде сцены с проецирующейся на лицо Фрэнка военной хроникой или эффектных покадровых съёмках. Локации для фильма тоже подобраны идеально и, даже можно сказать, с любовью, - Бадди Джи провёл большую часть жизни на этих улицах, что сильно чувствуется в его видении картины. Что-то похожее можно наблюдать в ранних фильмах Абеля Феррары (Abel Ferrara) или того же Мартина Скорсезе (Martin Scorsese).

Атмосферу безысходности и отчаяния поддерживает и психоделическая музыка, написанная Риком Джовинаццо, братом режиссёра и, по совместительству, исполнителем главной роли. Кстати, об актёрах. Если верить режиссёрским комментариям, то в "Боевом Шоке" задействован лишь один профессиональный актёр, сыгравший главаря банды, терроризировавшей Фрэнка. Остальные — это жена режиссёра, его друзья, родственники и знакомые. Самое удивительное, при этом, что большинство из них вполне успешно справляются со своей задачей и их игра не вызывает особых нареканий, причем особо колоритно смотрятся злодей в дичайшем прикиде и поистине невыносимая жена главгероя.

Операторская работа, монтаж, сценарий — всё на высоте, особенно для проекта стоимостью всего лишь в сорок тысяч долларов. Слушая комментарии Бадди, поражаешься, какие усилия нужно было приложить, каким талантом нужно было обладать, чтобы за такие деньги создать столь целостную и мощную картину. Фильм производит сильный эмоциональный эффект прежде всего благодаря тому, что режиссёр умело расставляет акценты и добивается зрительского сопереживания главному герою. Мы как бы вместе с Фрэнком отправляемся в опасное путешествие по тёмным закоулкам американского кошмара, хотя у нас, в отличие от него, есть обратный билет. Про концовку говорить ничего не буду (кстати, Бадди Джовинаццо позднее признавался, что на стадии монтажа собирался вырезать наиболее шокирующие моменты, но, к счастью, передумал), потому что она логична и неизбежна для такого рода истории. Особенно поражает сцена, в которой главный герой с застывшим взглядом спокойно пьёт прокисшее молоко. Ее просто нужно видеть.

И ещё. По ходу фильма у меня не раз возникал вопрос: имеет ли главный герой шанс на спасение? Мне кажется, что режиссёр не стремится свалить всю вину за судьбу Фрэнка на государство и "систему", как может показаться на первый взгляд. Если присмотреться внимательнее, то у него даже есть выбор, но он не пытается, или попросту боится изменить своё положение. Подтверждением этому может служить символический эпизод, в котором герою представляется шанс уехать с байкершей, но он оказывается слишком слаб, чтобы им воспользоваться.

Что же мы имеем в итоге? Фильм, который с успехом можно поставить на одну полку с такими бриллиантами независимого кинематографа, как "Henry: Portrait of a Serial Killer" (1986) Джона МакНоутона и "Deadbeat at Dawn" (1988) Джима Ван Беббера. Фильм, снятый на голом энтузиазме и за смехотворную сумму, но бьющий точно в цель. К сожалению, Бадди Джовинаццо не удалось закончить свой следующий многообещающий проект — продолжение культового "Маньяка" ("Maniac", 1980), ибо исполнитель главной роли, Джо Спинелл (Joe Spinell), согласившийся сыграть в сиквеле, скоропостижно скончался, а потом наступили девяностые — не слишком удачное время для андерграунда...