Не смотря на то, что Кристофер Ли стал международной звездой благодаря роли Дракулы в постановках студии Hammer, сам актер эти свои работы не любил, считая хаммеровские фильмы откровенной халтурой, имеющей мало общего с оригиналом. Неоднократно высказывая свое искреннее желание сняться в "настоящей" адаптации легендарной книги Стокера, Ли привлек этим внимание британского продюсера Гарри Алана Тауэрса (Harry Alan Towers), под крылом которого в то время работал трэш-маэстро Франко, снимая как более-менее серьезные фильмы, так и откровенный эксплоитейшн. Загоревшись идеей создания наиболее точной киноадаптации "Дракулы" с участием Ли, продюсер с режиссером засели за сценарий, из которого получилась следующая история.

Молодой клерк Джонатан Харкер приезжает в фамильный замок Дракулы для передачи документов на собственность, купленную графом недалеко от Лондона. В первую же ночь, проведенную в замке, Джонатан становится жертвой вампира и трех его невест, а сам граф, увидев случайно оброненную Харкером фотографию двух девушек, решает немедленно отправиться в Англию. Молодой человек, разумеется, не стал мириться со своим заточением, и сбежал из замка, оказавшись через некоторое время в психиатрической клинике доктора Ван Хельсинга, недалеко от которой и находился приобретенный графом дом. Для опознания больного в клинику приезжает Мина со своей подружкой Люси, которая очень быстро становится очередной жертвой Дракулы, после чего профессор Ван Хельсинг чует неладное и телеграммой вызывает жениха пострадавшей девушки, Квинси Морриса. Его невеста от потери крови умирает, сама превращаясь в вампиршу, а боевая троица в лице мудрого Ван Хельсинга, немного оклемавшегося Харкера и убитого горем Морриса подкарауливает Люси в фамильном склепе и вбивает ей осиновый кол в сердце, после чего отправляется на поиски главного злодея - Дракулы. Но тот уже успел полакомиться Миной и поплыл обратно в Трансильванию, поэтому Квинси с Джоном быстро собирают манатки и наперегонки с графом мчатся в его фамильное поместье, чтобы встретить прибытие вампира во всеоружии...

Как видим, в "самой достоверной экранизации" (а именно так рекламировалась данная картина) от Джесса без переделок тоже не обошлось, но по сравнению с другими версиями, на тот момент это была действительно наиболее близкая к оригиналу киноадаптация книги, из которой некоторые диалоги перекочевали в фильм вообще без изменений. Именно здесь впервые появились на экране персонажи доктора Сюварда и Квинси Морриса, хотя последнего отчего-то сделали женихом Люси, вместо Артура Холмвуда (Arthur Holmwood), которого в фильме вообще нет :) И если самое начало с Трансильванией действительно получилось очень "книжным", то середина фильма подверглась серьезной перетасовке, в результате чего Харкер попадает в сумасшедший дом, где содержится Рейнфилд, лечит его от "вампирского бреда" доктор Сювард, а принадлежит богоугодное заведение Ван Хельсингу. Собственно, бОльшую часть времени все персонажи в психушке и проводят, лишь изредка выбираясь оттуда для конфронтации с Дракулой или для убийства вампирствующей Люси, после которого у Ван Хельсинга отчего-то отнимаются ноги, и остаток экранного времени он проводит в инвалидной коляске (!!!) ухаживая за Миной, которая, в отличие от книги, и не думала отправляться в Трансильванию. Туда вместо нее и парализованного профессора отправились молодые люди, которые, опять же, вопреки печатному слову Стокера, не проткнули графу сердце, а подожгли гроб с телом вампира и скинули его с крепостной стены...

Как видим, изменений по сравнению с литературным первоисточником тут немало, но даже с ними "Граф Дракула" стал первым на тот момент фильмом, поставленным действительно "близко к тексту" и сохранившим один из основных мотивов книги, - что с каждой новой жертвой из старика граф Дракула превращался в молодого красавца. Экранного времени у "красавца", однако, не много, и это тоже обусловлено близостью к оригиналу, где основное внимание уделяется другим персонажам, в то время как сам граф в большинстве случаев является лишь тенью. Тенью, впрочем, весьма талантливой, ибо Кристоферу впервые была предоставлена возможность сыграть "серьезного" графа Дракулу, и он ей не преминул воспользоваться, выдав на-гора не гротескный и не комиксовый, а вполне реалистичный и довольно мощный перформанс, во всяком случае в начале ленты, так как потом ему играть уже было нечего. Собственно, начало фильма и его первая часть в Трансильвании действительно весьма недурны - в меру атмосферны и выдержаны в правильном мрачном ключе. Но после того как Джонатан Харкер попадает "в больничку", вожжи выпадают у Франко из рук и все несется под откос, наворачивая на колеса все больше и больше откровенно трэшевых моментов. Особо запоминающийся из них - конфронтация "борцов с вампиризмом" с графом, во время которой "оживают" чучела собранных в его доме животных. Некоторые из них выглядят настолько нелепо, что ничего, кроме вскинутых бровей и удивленной усмешки вызвать не могут, хотя эффект этого эпизода должен был быть совсем иной. Или сцена с закидыванием цыган, везущих гроб Дракулы, громадными валунами. Проблема в том, что "валуны" эти откровенно пенопластовые и очень легкие, а потому резво отскакивают от "убиваемых" ими людей как мячики :) Некоторые из этих моментов, впрочем, можно списать на недостаток средств, потому что рачительный Гарри Алан нормально финансировал лишь съемки сцен с участием Ли, а после окончания работы именитого актера денег на остальные эпизоды выделил совсем немного. По этой причине для завершения фильма Франко даже пришлось "забашлять" кое-что из собственного кармана, хотя после выхода ленты в прокат все эти средства ему, разумеется, вернули. По этой же причине картина не выглядит единым целым в том смысле, что некоторые ее эпизоды сняты очень хорошо, а некоторые - не очень, и особенно это заметно по качеству освещения - ближе к концу ленты халтуры появляется заметно больше.

К актерским работам это, впрочем, не относится, ибо в ленте задействованы не только любимчики Франко (да и он сам ;)) в лице Джека Тэйлора, Пола Мюллера и Соледад Миранды (плюс сожительница продюсера, очаровательная Мария Ром), но и такие звезды как Кристофер Ли, Клаус Кински и Герберт Лом, отлично сыгравший профессора Ван Хельсинга. На его месте, впрочем, мог бы быть легендарный Винсент Прайс (Vincent Price), который из-за контракта с AIP не смог участвовать в съемках, а заменивший его было однофамилец и по совместительству еще один любимчик Джесса, престарелый Деннис Прайс (Dennis Price), из-за болезни не смог начать сниматься. К актерам, как я уже сказал, претензий нет, равно как и к музыке Бруно Николаи (Bruno Nicolai), и даже к монтажу известного трэш-мастера Бруно Маттеи (Bruno Mattei), а вот к режиссуре Франко - есть, и претензии эти для него вполне обычные. Начав "за здравие", Франко закончил свою картину "за упокой", причем в моем случае - в буквальном смысле, ибо на восьмидесятой минуте "Графа Дракулы" я попросту заснул :) К сожалению, Франко не сумел выдержать ни атмосферу первой части ленты, ни удержать внимание и интерес зрителей во втором и третьем акте фильма, из-за чего картина получилась скучной и местами занудной. Некоторые отнесут это к особенностям книги, которая тоже не является образчиком "адреналинового экшена", но другим авторам почему-то удалось сделать на ее основе интересные и в меру динамичные фильмы, а у Джесса получилось сильнодействующее снотворное с известными актерами и кое-какими трэш-переделками. Ознакомиться с картиной, безусловно, стоит, особенно поклонникам новеллы Стокера и "режиссерского гения" Франко, у которого это не самый худший фильм, но другим категориям зрителей я не думаю, что лента понравится. Впрочем, посмотреть ее желательно хотя бы ради "серьезного" перформанса Ли в роли Дракулы, который, я полагаю, будем многим интересен.