Человек просыпается в наполненной водой ванне гостиничного номера. Он ничего не помнит - ни как сюда попал, ни кто он такой. В соседней комнате лежит труп молодой девушки, на теле которой вырезаны спирально закручивающиеся узоры. Неожиданно звонит телефон. Голос в трубке отрывисто произносит фразы, смысл которых один - человеку нужно немедленно уходить из этого места. Выбегая из номера, он бросается вниз по лестнице, а из поднявшегося лифта выходят трое абсолютно белых людей (ли?) в черных одеждах...

..."Незнакомцы" - так называет их доктор Шребер. Раса инопланетных существ, внешне похожих на людей и разительно отличающихся внутренне. Они постепенно вымирают, и однажды в своих бесконечных космических скитаниях набрели на маленькую зеленую планету, населенную людьми. Незнакомцы обладают возможностью изменять окружающий их физический мир своей волей, они называют это "тьюнингом". Они построили огромный город в космосе, в котором никогда не светит солнце, потому что они не выносят солнечных лучей, и населили его людьми с привитыми воспоминаниями. Каждый день, ровно в 12 часов они изменяют город воздействием своей воли и заменяют людям воспоминания - они экспериментируют, и в этих экспериментах им помогает доктор Шребер - человек. Они хотят найти душу – то, что делает людей уникальными - и думают, что ключ к этим поискам - воспоминания. Однако однажды все пошло наперекосяк и человек, оставленный в ванне гостиничного номера, каким то образом овладел искусством тьюнинга. Он стал для них опасен...

Буквально с самых первых кадров фильм набирает нешуточный темп. Главного героя постоянно преследуют, при этом он вынужден разбираться с тем, что творится вокруг и выяснять, кем он сам является. Лихо закрученный водоворот событий с каждой секундой втягивает в себя все больше и больше действующих лиц и сюжетных перипетий. И в конечном итоге туго сплетенный клубок разрывается мощным и напористым финалом...

Алекс Прояс - режиссер культового "Ворона" (The Crow) с Брэндоном Ли, свой второй полнометражный фильм снял в той же исключительно мрачной и визуально изобретательной манере, при этом не эксплуатируя и не проводя никакие параллели со своей предыдущей работой. Богатый визуальный стиль и фантазия Прояса создает на экране причудливую комбинацию архитектурных стилей разных эпох, хотя при этом, буквально все вокруг пропитано духом сороковых. Так же вполне очевидны отсылки к Метрополису Фрица Ланга (Metropolis, 1927) и жанру фильм-нуар. Мрачная, сюрреалистическая атмосфера фильма в немалой степени дополняется замечательно подобранным и скомпонованным саундтрэком, успешно оттеняющим и придающим дополнительный объем и глубину многим сценам фильма.

И хотя огромное внимание уделено самому городу, его давящей, мрачной атмосфере места, из которого нет выхода, потому что за его стенами - космическая пустота смерти, режиссер не забывает и о персонажах, этот город населяющих, и об актерах, этих персонажей играющих. Актерский состав подобран идеально и справляется со своей задачей тоже замечательно. При этом все основные персонажи выписаны объемными, сочными красками, а не являются плоскими и серыми фигурами из дешевых комиксов. Буквально все актеры играют более чем достойно, но отдельно мне хотелось бы выделить игру Кифера Сазерленда в образе доктора Шребера. В этом фильме во всю мощь проявилось его искусство перевоплощения из молодого и сильного "героя действия" в возможно и не столь старого, но уже достаточно обрюзгшего "ученого червя" с отрывистой речью и не вполне здоровым взглядом, погруженного исключительно в собственные исследования. Персонаж Сазерленда - один из самых колоритных и запоминающихся в фильме, и сыгран он просто бесподобно, хотя, к примеру, Уильям Харт в роли немногословного задумчивого инспектора Бамстеда также более чем хорош.

Темный Город - безусловно, очень яркий, талантливо снятый и запоминающийся фильм, кстати, принесший своему автору две награды - Saturn Award как лучший научно-фантастический фильм и Pegasus Audience Award лично Алексу Проясу как лучшему режиссеру. Это некая квинтэссенция из фильм-нуар, захватывающего, динамичного триллера и научной фантастики. Фильм - создающий атмосферу, вмещающий в себя зрителя и не отпускающий его до самых последних кадров. И хотя культовым (как стал "Ворон") он, скорее всего, не станет, тем не менее это более чем достойный образец киноискусства - именно искусства, а не коммерческой поделки (фильм, кстати, в прокате собрал лишь половину своего двадцатисемимиллионного бюджета), которыми так славен Голливуд. Единственное, что вызывает некоторые вопросы, это яркая концовка фильма - "яркая" в том смысле, что все вокруг заливает солнечный свет, по-моему, в Городе Тьмы неуместный. Такое впечатление, что "оригинальная" концовка должна была быть другой, и продюсеры просто надавили на режиссера, чтобы он прикрутил "happy end" для лучшего проката. Как видим, прокат фильма это не спасло, а равновесие картины, по моему мнению, нарушило. Что ж, вполне возможно, что когда-нибудь выйдет "Dark City - Director's Cut Edition", в котором фильм заканчиваться будет не так однозначно. Посмотрим... Во всяком случае, мне бы этого очень хотелось...