Просматривая культурологические памятники США, вы непременно придёте к неизбежному выводу: автомобиль играет важную роль в становлении личности. В определённый период у человека обязательно наступает необходимость взять в руки рулевое колесо своей машины, посадить верного друга на пассажирское сиденье и умчаться вперёд, без определённого пункта назначения. Из такого путешествия юноша, как правило, возвращается морально возмужавшим и извлёкшим множество ценных уроков. Поэтому неудивительно, что когда Кори, уже вроде бы состоявшегося мужчину, начали мучить кошмары, то он сел в свой белый «Чероки» и поехал за ответами, на всякий случай прихватив с собой подружку Элейн и целую охапку друзей. Цель поездки, несмотря на явный эзотерический подтекст, была довольно проста: приехать в село Великие Ебеня, посмотреть на ферму своих родственников и разобраться, почему они погибли. Звучит сомнительно, конечно, но ведь и Кори не детективный клубок разведывать едет, а кошмары приглушить.

На деле ферма представляла собой обгорелые обломки с единственно уцелевшем дверным косяком. Однако если сквозь него, значит, пройти, то попадаешь в целёхонькую постройку, разве что малость грязноватую. Как вы понимаете, ферма эта давным-давно проклята, и покинуть её нет никакой возможности: машины не заводятся, а попытки слинять на своих двоих пресекает туман, неизменно возвращающий героев на пепелище. А главная проблема – это, разумеется, орда демонов, осаждающая хибару с целью полакомиться человечиной и пополнить свои ряды.

У Чарльза Филипа Мура, режиссёра картины «Ветер демонов», о которой идёт речь, не было ни бюджета «Ночи Демонов» ("Night of the Demons", 1988) в размере 1 200 000 американских денег, ни съёмочной группы Ламберто Бава (Lamberto Bava), ни таланта Сэма Рэйми (Sam Raimi), ни даже полнометражного режиссёрского опыта. Зато были хлипкие полмиллиона, жёсткий график, зАморозки (снимали в январе-феврале) и сплошь сериальные актёры. Как с честью выйти из такого положения?

Задача, надо сказать, нетривиальная, но Мур справился, и ещё как. Перво-наперво он сгрёб в охапку все штампы и наработки, сделанные корифеями до него. В конце концов, зритель должен получить именно, что он ожидает увидеть. Хотите червей, как у Фульчи и Ардженто (Lucio Fulci, Dario Argento)? Пожалуйста! Демоны? Легко, вон их сколько, да ещё и с главарём! Атмосферу осаждаемого домика, как у Ромеро (George Romero) или того же Фульчи? «Говно-вопрос», - говорит Мур, и персонажи, вооружённые молотками, во весь опор заколачивают двери и окна. Подождите, тут маленькая девочка просит что-нибудь мистическое про кукол... Есть и такое! Полтергейст, говорите? И это можно!

Короче, Мур за сценарий взялся основательно и попытался угодить всем. Причём в рамках картины это выглядит не как джеромовское ирландское рагу, а очень органично, без ущерба для подачи сюжета.

А сюжет тут, надо сказать, позабористей, чем у Бавы будет, да ещё и с твистами. Но главная заслуга режиссёра, это даже не сюжет, а его подача и яркие детали.

В отличие от прочих демон-фликов, «Ветер...» не устремляется к молодёжным вечеринкам и хохмам. От начала и до конца – это серьёзный хоррор, который надо смотреть исключительно на сложных щах. Правда, разок старина Чарльз всё-таки распоясался и показал нам сиськи, но только один разок! Сиськи эти, кстати, стали предметом отдельного спора: одни характеризуют их как «не пришей кобыле хвост», другие же полагают, что обнажёнка добавляет саспенса (sic!).

В столь же серьёзном «холодном» ключе выдержан и score композитора Брюса Валленстейна, которому, не взирая на отсутствие длинного послужного списка, удалось подобрать очень аутентичные музыкальные партии.

Поэтому никаких вечеринок, колдовских ритуалов на пьяную голову и хэлловинской мишуры: только чистое зло и аномальщина! И такой подход работает: картина неторопливо знакомит зрителя с предысторией, с персонажами, так же вальяжно развивается действие, но от этого не клонит в сон – наоборот, атмосфера безнадёги усиливается двукратно. Хибара, полная луна, мистический туман, сквозь который вяло бредут демоны – кольцо смерти сжимается вокруг героев медленно, но неуклонно, и это не может не сказываться на восприятии.

Однако развёрнутый мистический сюжет стал одновременно ахиллесовой пятой для «Ветра...»: бежать некуда, демонов не убить – в чём конфликт-то? Персонажей, как коров, ведут по сценарной дорожке на убой. Чтобы выкрутиться из этой ситуации, Мур сделал финт ушами, который вылился в психоделическую концовку, несколько испортившую впечатление от увиденного ранее. На неё у режиссёра банально не хватило денег (нарисованные молнии это подтверждают), да и в общем контексте путешествие сквозь время и пространство выглядит так же уместно, как Блейд, залетевший в Метрополь на мотоцикле, чтобы спасти Розмари.

Да и с самой постановкой не всё так гладко: атмосфера – атмосферой, но фильм слегка затянут, а в неровностях монтажа чувствуется ещё не набитая рука.

Что до актеров, то тут все без сюрпризов: Эрик Ларсон и Стивен Квадрос, у которого и до «Ветра Демонов» был приличный опыт, стараются, а об остальных говорить особенно нечего: кто-то играет «на троечку», по-бэшному, а кто-то, как Бобби Джонстон, ну совсем деревянный. Чарльз Филип Мур тоже далеко не пошёл: были у него две маловразумительные картины «Танец со Смертью» ("Dance with Death", 1992) и «Ангел Разрушения» ("Angel of Destruction", 1994), а также один микро-культ с Доном «Драконом» Уилсоном «Чёрный Пояс» ("Blackbelt", 1992), в который запихнули около десятка более-менее именитых кикбоксеров, хотя и "Дракона" с Маттиасом Хьзом (Matthias Hues) хватило бы за глаза. Таким образом, трамплином для режиссёра «Ветер Демонов» не стал.

Не стал он сенсацией и в своей жанровой нише, однако со временем приобрёл-таки культовый статус. После гениальных «Зловещих Мертвецов» ("The Evil Dead", 1981) и потрясающе ярких «Демонов» ("Demoni", 1985) творение Мура действительно кажется вторичным, но ему вполне по силам идти в авангарде фильмов категории «Б» и даже назваться представителем этого направления. В «Ветре...» интересный набор персонажей, трогательные one-liner'ы, неплохой грим, креативный сценарий и множество ярких деталей. Адепты демонов и хоррор-гики стопроцентно имеют «Ветер Демонов» в своей коллекции, а если кто-то из поклонников би-хорроров 80-х и начала 90-х ухитрился пройти мимо этой работы, то рекомендуется в кратчайшие сроки ликвидировать этот пробел: фанатам жанра и эпохи удовольствие гарантировано.