Во время нынешнего застоя и трудной ситуации с жанровым кино в Штатах, инициативу в свои руки потихонечку берет Европа, где позиции жанрового кинематографа всегда были достаточно сильны. В то время как американские студии пропихивают в глотки многочисленных посетителей мультиплексов "семейное кино" с максимальным рейтингом PG-13, европейцы все больше и больше снимают жесткое и зачастую исключительно эффектное кино, которое весьма неплохо принимается в Европе, а иногда даже и идет в ограниченном прокате в Штатах (хотя в основном отправляется там direct-to-video, разумеется), что при нынешней ситуации можно рассматривать как настоящий прорыв.

В жанровом кино существует несметное количество поджанров, одному из которых, "werewolf-movies" (то бишь фильмы про оборотней), не очень повезло. Хотя фильмов в этом поджанре снято немало, и более того, регулярно появляются новые (чем, к примеру, не могут похвастать такие поджанры, как zombie-films или women-in-prison...), качество большинства из них оставляет желать много, много лучшего, и действительно грамотных лент по сути весьма немного. И воистину бесконечна радость поклонника werewolf-movies, когда на горизонте появляется новая и, что самое главное, действительно достойная картина в этом жанре, а свежий британский фильм "Dog Soldiers" - из этого числа!

Небольшой отряд бойцов британской армии с вертолета высаживают в безлюдной лесистой местности Шотландии для учебных маневров. Их задача - незамеченными пробраться за линию обороны предполагаемого противника, в качестве которого выступают бойцы спецназа. Отряд решил пробираться за предполагаемую линию фронта ночью, и пока не настал час выступать, члены отряда коротали время за костром и разговорами, пока внезапно сверху на них не свалился обезображенный труп коровы со следами жестоких порезов и укусов. Наутро солдаты, естественно, решили удовлетворить собственное любопытство и узнать, что же случилось с несчастным животным. Они пошли по кровавому следу, который привел их... в полевой лагерь спецназа, где живым (но раненым) оказался лишь один человек. От остальных же спецназовцев осталось лишь кровавое месиво да раскинутые на десятки метров кишки. Моментально поняв, что запахло жареным, отряд выкинул свои учебные "пукалки" с холостыми патронами и стал вооружаться, ибо очевидно, что "рядовые учения" трансформировались в настоящее сражение за собственную жизнь с неизвестным, но очень жестоким и коварным противником...

Молодой режиссер Нил Маршал успешно комбинирует в своем фильме элементы "серьезного" werewolf-фильма с забавными моментами и добродушными отсылками к классике жанра. При этом общий тон картины остается довольно мрачным. По сути дела, ничего нового в жанр этот фильм не привнес, но он замечательно сочетает в себе "классические" наработки и "современный" подход к созданию фильмов, стилистику "смешения жанров". Конечно, жанр у этого кино абсолютно очевидный - werewolf-movie, но режиссеру, работая в его рамках, удалось создать фильм, который эксплуатирует устоявшиеся и знакомые клише, при этом сам по себе будучи достаточно оригинальным. Вот такой вот удивительный парадокс преподнесли нам креативные британцы, и надо сказать, что смотрится такой коктейль просто "на ура". Фильм очень динамичен, прекрасно снят и смонтирован, с реалистичными эффектами и хорошими актерскими работами. Актеров в картине задействовано не много (основных действующих лиц всего восемь, причем многие из них довольно быстро умирают по ходу действия фильма), но все они исполняют свои роли просто замечательно. Особенно хорош в этой картине любимый актер Пола Андерсона Шон Пертуи, исполнивший роль командира учебного отряда с огромным количеством тонких психологических моментов, которые в таком фильме зритель увидеть вовсе не ожидает.

По сути дела, фильм не совсем об оборотнях, а об отношении современного человека к непонятным для него явлениям и о взаимоотношениях в тесном коллективе в моменты общей опасности. А также о предательстве и коварстве. Я не скажу, что оборотни выступают здесь лишь в качестве фона для более яркого раскрытия психологических характеров героев, ибо это не совсем так, но наравне с чистым "werewolf-экшеном" в картине присутствует и немалое количество психологии, что при этом не делает ее ни скучной, ни затянутой. К сожалению, современный человек отвык верить в "нереальные" для него вещи, и даже видя перед собой самого что ни на есть настоящего оборотня, поверить в существование оных практически невозможно. Ну, а супериллюстрацией забот и интересов современного общества является ироничная концовка фильма, когда на фоне тиров показывают фотографии оборотней, сделанные одним из участников событий и газетный разворот, на котором огромными буквами идет суперсенсация: "Наши проиграли немцам в футбол с разгромным счетом 1:5", а в уголке страницы небольшая заметка с заголовком "Я единственный, кто выжил после нападения оборотней"... Очень иллюстративно и безупречно точно :)

Очевидно, что не оскудела еще Европа-матушка кинематографическими талантами и желанием снимать качественное и грамотное жанровое кино. На фоне серьезной стагнации подобного рода кинематографа в Штатах, у европейцев есть все шансы снова стать законодателем "жанровых мод", коими они были в семидесятых - начале восьмидесятых годов, что и подтверждается тремя наградами, которых был вполне заслуженно удостоен фильм "Dog Soldiers" на двух международных кинофестивалях. Всем поклонникам жанрового кинематографа, а особенно любителям "werewolf-movies" - смотреть данный фильм незамедлительно!