В 1983-м году молодой сценарист и режиссер из Нидерландов Дик Маас снял "первый голландский фильм ужасов" под скромным названием "Лифт" ("De Lift"), который не только собрал весьма приличные деньги в родной для него Голландии, но и вызвал большой интерес на кинорынке в Каннах, где его купили для мировой дистрибуции ни кто-нибудь, а представители Warner Brothers. Покатав фильм по миру и заработав на нем достаточно приличные деньги, фирмачи почти сразу предложили режиссеру снять его англоязычный ремейк, но в восьмидесятых у Дика не было на это ни времени, ни желания, зато в девяностых появилось и то, и другое. В результате чего в начале двухтысячных на широкие экраны некоторых европейских стран и "голубые экраны" всех остальных вывалилась снятая за безумные для подобного жанра пятнадцать миллионов долларов (!) отрыжка под названием "Вниз" (в кинотеатрах), или "Шахта" (на видео). Ну а у нас картину обозвали также, как и голландский оригинал, "Лифт".

На котором ездить я вам не рекомендую, ибо сюжет ленты совершенно запредельный, а реализация хромает на обе ноги, даже несмотря на хороших актеров и серьезные для столь явной DTV продукции бабки. Итак, лифт. Точнее, лифты, стоящие в одном из самых высоких зданий Нью-Йорка, Millenium Building, и призванные быстро доставлять его обитателей даже на самые высокие этажи небоскреба, коих там аж 102. И поначалу все было относительно хорошо, во всяком случае, мелкие неполадки в их работе никак не мешали функционированию здания. А потом эти лифты стали убивать людей. Намеренно. И это вызвало, естественно, скандал, с течением времени превратившийся в большую антитеррористическую операцию нью-йоркской полиции, во время которой и вскрылась истинная причина такого "поведения" техники, - совершенно безумная :)

Я бы даже сказал "запредельно безумная", но "раскрывать все карты" тут я не намерен, ибо это будет уже явный "спойлер". Если захотите узнать в чем там на самом деле было дело (хмм, а так вообще можно по-русски сказать? :), даже если и нельзя, то звучит, по-моему, прикольно ;)), то посмотрите эту странную отрыжку американо-голландского кинопрома, которой место на самой дальней полке с фильмами "категории B". Хотя у ленты явно были кинотеатральные амбиции (еще бы, с таким-то бюджетом!) и она даже шла в прокате таких стран как Голландия (очевидно), Франция (фильм был представлен на Каннском кинофестивале), Германия (под названием "Down - Steig Ein, Wenn Du Dich Traust") и Австрия. А также ленту демонстрировали в кинотеатрах Токио. В остальном же мире "Лифт" отправился прямиком на "голубые экраны", включая и Штаты, где картина вышла на видео в 2003-м году под названием "The Shaft". И наверняка немного выиграла от имени Наоми Уоттс на обложке, ибо годом ранее актриса круто "выстрелила" с американским ремейком "The Ring" (2002), где также сыграла журналистку. В "Лифте", впрочем, персонаж Наоми работает в "желтой" газетке и пишет скандальные статейки, а не разбирается с призраками маленьких девочек из колодца, хотя и высказывает идею о том, что в лифтах здания поселились призраки убитых когда-то индейцев Манхэттена. Ее смелая версия, впрочем, в дальнейшем не подтвердилась :)

Зато подтвердилось то, о чем и так почти все знают, - за очередной гонорар большинство актеров готовы сняться гле угодно, включая лютый трэш и явно идиотские проекты, впроде этого. Поэтому помимо не особо знаменитой тогда Уоттс, в картине в небольших ролях, зато на первых местах в завершающих титрах и наверняка за нормальные деньги снялись еще такие люди, как Рон Перлман (Ron Perlman), сыгравший владельца лифтовой компании, Майкл Айронсайд (Michael Ironside) в роли инженера, и Дэн Хедайя (Dan Hedaya) в роли полицейского детектива. Всем этим людям, разумеется, не впервой сниматься в подобных жанровых проектах, и в их обширной фильмографии есть ленты и похуже, и даже намного, однако тут их присутствие очевидно сводится лишь к тому, чтобы маркетологи смогли написать известные имена на обложке видеорелиза, ибо их таланты здесь никак не задействованы.

Не задействовал на полную катушку свой талант и Дик Маас, известный массовому жанровому зрителю даже не оригинальным "Лифтом", который мало кто смотрел, включая, к сожалению, и меня, а фильмом "Amsterdamned" (1988) про серийного убийцу на амстердамских каналах. И если "Amsterdamned" был действительно интересным и качественным проектом с хорошим саспенсом, несколькими неожиданными сюрпризами и крутейшей гонкой на speedboat'ах по каналам, то его американский ремейк "Лифта" довольно однообразен, местами откровенно скучен и почти полностью лишен какого-либо экшена, кроме нескольких сцен, часть из которых маловразумительна. Почти лишен он также и подобающего в таких случаях саспенса и крови, зато либеральный голландец почти в самом начале фильма вставил совершенно ненужную сцену с полной женской обнаженкой :)а

Ну а концовка... Ее надо видеть, с зашкаливающем за все разумные пределы идиотизмом, плохими спецэффектами и клишированными сценами. Кошмар как он есть, одним словом, и непонятно чем вообще американские фирмачи думали, финансируя в таких масштабах этот несусветный бред. Наверное, неслабо "откатили" там кому следует, не знаю. Но знаю абсолютно точно, что смотреть американский "Лифт" можно лишь тем, кто интересуется плохими американскими ремейками хороших (тут, впрочем, это под вопросом ;)) европейских лент с известными актерами, которым совершенно нечего там делать.