В 1957 году британская Hammer Films выпустила на экраны собственную версию истории про Франкенштейна, под названием "Проклятие Франкенштейна" (The Curse Of Frankenstein, фильм, ставший основой прибыльной франшизы). Картина имела громадный локальный и международный успех, что подвигло фирмачей из Хаммер обратить свой взор на другого культового персонажа - Дракулу. Не желая экспериментировать с формулой успеха, Hammer Films для новой постановки задействовала весь творческий состав "Проклятия Франкенштейна" полностью, а именно - сценариста Джимми Сангстера, режиссера Теренса Фишера и двух актеров-звезд - Питера Кушинга и Кристофера Ли (точнее, Ли тогда еще не был мегазвездой, но благодаря этой роли стал ею :)).

Лишь отдаленно базируясь на романе Стокера, сюжет нового фильма был таков: в замок графа Дракулы приезжает Джонатан Харкер, чтобы раз и навсегда покончить с ужасом кровавого террора вампиризма. "Легенда" у Джонатана такова - он скромный библиотекарь, откликнувшийся на объявление Дракулы о том, что тому нужно каталогизировать богатую библиотеку. Однако на самом деле господин Харкер, вместе с доктором Ван Хельсингом, уже много лет изучает вампиров, и наконец ему представилась возможность собственноручно избавить мир от главного исчадия ада. Однако его радужным планам не суждено было сбыться, и Харкер сам стал очередной жертвой Дракулы. Доктор Ван Хельсинг, обеспокоенный отсутствием друга, вскоре приезжает в замок, но лишь для того, чтобы найти там переродившегося Харкера (и убить его) и стать свидетелем того, как конная повозка на всем скаку вылетает из ворот замка, увозя в катафалке белый гроб... Дальнейшие же события предугадать нетрудно - вампир появляется в семье Люси Холмвуд, молодой невесты Харкера, и теперь уже вдвоем с братом Люси, Артуром Холмвудом, доктор Ван Хельсинг берется избавить мир от многовекового проклятия вампиризма...

Ожидания Хаммер Филмз полностью оправдались - как и история про Франкенштейна, этот фильм имел громадный успех, возведя исполнителя роли Дракулы, актера Кристофера Ли, в статус звезды. Впоследствии Ли повторит свою роль для Хаммера еще шесть раз, хотя в прямом сиквеле этого фильма, "Невестах Дракулы" (Brides Of Dracula, 1960), он участия не принимал, но зато в нем снова появился Кушинг в роли "доброго доктора" (Ван Хельсинга, разумеется, а не Айболита ;)). Актерский дует Кушинга и Ли во всех фильмах был вне конкуренции (неудивительно, что и в жизни актеры были большими друзьями), и "Дракула" не стал исключением - и Кушинг, и особенно Ли в этой картине просто вне конкуренции, и на их фоне остальные актеры смотрятся довольно вяло, во многих местах откровенно "переигрывая". Особенно слабыми, с моей точки зрения, получились роли двух основных (помимо "самых основных" :)) мужских персонажей - Джонатана Харкера и Артура Холмвуда. Джон Ван Айсен, исполнитель роли Харкера, просто какой-то "ванильный мачо-мэн" из американских мюзиклов тридцатых годов, обладатель томного взгляда и набриолиненных волос (пожалуй, один из самых нелепых "Джонатанов Харкеров" в истории кино) :) Майкл Гу же, исполнивший роль Артура Холмвуда, наоборот, "слишком серьезен", а потому неестественен, что особенно заметно во время сцен "душевных страданий" - его игра весьма неубедительна. Женские же роли в основной своей массе достаточно банальны, а посему исполнены неплохо, хотя и тут не обошлось без перегибов.

Что же касается не актерской, а технической стороны дела - то тут как раз все находится на самом высоком (для того времени, разумеется) уровне. Талантливый профессионал, Теренс Фишер, строит киноповествование легко и изящно, грамотно используя разнообразные монтажные приемы и "небанальную" постановку света. Во многих сценах фильма камера статична, но там, где она двигается, режиссер использовал интересные маршруты, что безусловно пошло картине лишь на пользу, добавив визуального разнообразия. Специальный грим и эффекты, конечно, не без огрехов, но для своего времени также весьма хороши и явного отторжения у современных зрителей не вызывают.

Конечно, к оригинальной новелле Брэма Стокера этот фильм имеет мало отношения, поэтому рассматривать его с точки зрения следованию оригиналу просто некорректно; однако как одна из "вариаций на тему" картина хороша, и до сих пор смотрится с большим интересом, особенно поклонниками великих актеров Кушинга и Ли, и студии Хаммер. Во всех странах этот фильм известен как "Дракула", но лишь в Америке он был переименован прокатчиками Warner Brothers в "Ужасы Дракулы" (Horror Of Dracula), под коим наименованием он и известен тамошней публике. Собрав весьма внушительную кассу, "Дракула" стал первым фильмом новой хаммеровской франшизы про знаменитого кровопийцу, последующие серии которой к оригинальной новелле Стокера вообще уже никакого отношения не имели, выбрасывая на экран не только многочисленных невест и прочих родственников Дракулы, но даже стравливая его с другими монстрами и, пожалуй, самыми страшными людьми того времени, каратистами (The Seven Brothers Meet Dracula, 1974, роль Дракулы там исполняет не Ли, а Джон Форбс Робертсон (John Forbes Robertson), но Питер Кушинг от съемок в этом бреде не отказался), на чем серия благополучно себя и исчерпала :) "Дракула" - это классика, ознакомление с которой обязательно для зрителей любого пола и возраста, а больше тут и добавить нечего...