Сорвав в 1958-м году жирный куш своим "Дракулой" ("Dracula"), Hammer Films отчего-то понадобилось целых восемь лет, чтобы выпустить его прямое продолжение, зато потом они стали печь "дракул" как горячие пирожки, пока их сериал окончательно не стух в середине семидесятых. И я не просто так сказал про "прямое продолжение", потому что "кривое" продолжение своего успешного фильма про знаменитого кровопийцу студия выпустила в 1960-м году под названием "Невесты Дракулы" ("The Brides of Dracula"). Его снова ставил режиссер Теренс Фишер и в ленте снова появился Питер Кушинг (Peter Cushing) в роли доктора Ван Хельсинга (Dr. J. Van Helsing), но не было Кристофера Ли, потому что его персонажа в оригинальном фильме убили :) Жестко сцепившись в начале шестидесятых с британскими цензорами по поводу того, что и в каких количествах можно, а чего нельзя показывать британским зрителям на большом экране, функционеры Hammer слегка прикрутили фитилек хоррора, временно сосредоточившись на других жанрах, вроде фильмов про пиратов. Но к середине десятилетия цензорская хватка чуть ослабла, а у Hammer появилось на ниве "викторианского хоррора" немало конкурентов, самым сильным из которых оказался Роджер Корман (Roger Corman) со своей шикарной серией экранизаций По (Edgar Allan Poe), и тут британским фирмачам стало понятно, что пора "спасать положение". И они не придумали ничего лучше, как снова вернуться к Дракуле :)

Которого в первом фильме жестоко "замочил" Ван Хельсинг, превратив упыря в пыль, о чем в начале этой ленты зрителям напоминают с помощью "флэшбэка". После чего рассказывается история четырех английских туристов, путешествовавших по Восточной Европе и ненароком заглянувших в замок Дракулы, где их поджидал его преданный слуга. Убивший ночью одного из путешественников и воскресивший его кровью своего хозяина. Возродившийся из пепла, как птица Феникс, Дракула, решил, естественно, полакомиться и другими гостями, но выпить кровушки ему удалось лишь у жены убитого его слугой мужика, в то время как вторая семейная пара из его цапких лап ускользнула, найдя укрытие в монастыре. Не привыкший оставлять своих потенциальных жертв в покое Даркула отправился за ними в монастырь, где ему почти удалось "обратить" девушку, но ее неугомонный муж с монахами его спугнули, и кровопийце не оставалось ничего другого, кроме как спешно ретироваться в фамильный замок, прихватив с собой "добычу". Муж которой, разумеется, этого так не оставил, и вместе с настоятелем монастыря отправился в погоню, настигнув графа уже на закате и вступив с ним в неравную схватку на льду озера. В которой он бы наверняка погиб, если б не смекалистый монах, расстрелявший лед вокруг графа, благодаря чему тот благополучно утонул.

Чтобы воскреснуть через два года в неминуемом сиквеле, разумеется :) Который оказался, кстати, "так себе", но и "Принцу Тьмы" я не могу спеть дифирамбы, даже невзирая на то, что делала его команда, снимавшая и оригинал. Я имею ввиду режиссера Теренса Фишера, сценариста Джимми Сангстера (Jimmy Sangster) и душку Кристофера в роли Дракулы. Что же у них "пошло не так"? С моей точки зрения, - многое. И я сейчас даже не буду касаться отсутствия на экране харизматичного друга Кристофера, Питера Кушинга, потому что у актеров случилась забавная "рокеровочка", - Питер был в "Невестах Дракулы", но там не было Ли, а в этом фильме снова есть Ли, но уже нету Питера :) Самая большая проблема этой ленты, с моей точки зрения, в том, что в ней уж очень скучное и более чем затянутое начало, а главный персонаж, именем которого назван, вообще-то, весь фильм, появляется на экране лишь на сорок седьмой минуте! На сорок седьмой!!! А до этого мы видим лишь злоключения британских туристов, которых местные жители всячески отговаривают от посещения тех мест и которые теряют своего "таксиста" на лесном полустанке. При этом сами туристы не особо интересны, а их диалоги откровенно скучны. Но диалоги у них хотя бы есть, в то время как у Дракулы их вообще нет, - ни единой строчки! В своих немногочисленных появлениях на экране Кристофер Ли лишь только злобно шипит, не произнося ни слова :) Но самое забавное то, что этому есть как минимум два объяснения, - от самого Кристофера и от сценариста Джимми Сангстера. Кристофер Ли в своих воспоминаниях утверждал, что посмотрев на диалоги своего персонажа он нашел их настолько ужасными, что решил играть его без слов, в то время как Джимми Сангстер говорил, что у Дракулы в его сценарии изначально никаких диалогов и не было. Кому верить, решайте сами, но лично я больше склоняюсь к версии Джимми, тем более что ее подтверждают некоторые люди, своими глазами видевшие оригинальный сценарий. Как бы там ни было, но в итоге получилось так, что в фильме про Дракулу мы его не только редко видим, но и совсем не слышим. В других фильмах бессмертный кровопийца, конечно, тоже не особо разговорчив, но он хотя бы что-то говорит, а здесь лишь злобно шипит :) И еще дико тупит! Настолько, что закрадывается подозрение в том, что шокирующе жестокий по тем временам процесс воскрешения как-то повредил его нервные клетки и вместо "нормального Дракулы" мы получили какого-то психованного немого недоделка ;)

Зато с технической точки зрения все шоколадно, - в картине отличное цветное освещение, шикарный ультраширокий Techniscope (это единственный, кстати, фильм во всей серии, снятый в таком формате), а также "фирменные хаммеровские" костюмы и декорации, в которых с частично теми же актерами (Lee, Shelley, Matthews и Farmer) фирмачи одновременно снимали еще и "Распутина" ("Rasputin, the Mad Monk", 1966) :) С чисто визуальной точки зрения фильм до сих пор отлично смотрится, тут никаких претензий нет, но в плане творческой составляющей у него есть очевидные проблемы. И это я не упомянул еще однообразную и местами довольно раздражающую "типично хоррорную" оркестровую музыку и наигранную театральность "Принца Тьмы", которая в оригинальной ленте тоже, конечно, присутствовала, но тогда и времена были другие. А когда в шестидесятых жанровое кино стало активно от подобных техник отходить, то Хаммер, видимо, не поспевала "за трендами". Конечно, ознакомление с картиной обязательно, потому что это хаммеровская классика, но многого от "Принца Тьмы" не ждите, хотя в свое время его благосклонно приняли как критики, так и зрители.