Принц Дракула возвращается домой из похода против турок, взявших Константинополь, и с ужасом узнает, что его невеста Элизабет, которой сообщили, что он погиб, покончила с собой. В гневе и печали принц отвергает церковь и бога, становясь бессмертным существом, питающимся человеческой кровью. Через несколько сотен лет для заключения договора на покупку дома в Лондоне, в замок Дракулы приезжает молодой клерк Джонатан Харкер, у которого был портрет его невесты, Мины Мюррей. В ней Дракула узнает свою Элизабет, и по прибытию в Лондон встречается с Миной, которая не в силах противостоять странному обаянию Влада. Более того – она чувствует себя так, будто давно знает этого человека, и лишь известие о том, что ее жених находится в румынском госпитале, куда попадает с психическим расстройством после бегства из замка графа, полного страшных и необъяснимых вещей, заставляет ее порвать с принцем и уехать к Джонатану. Из Румынии молодые люди возвращаются прямо к смертному одру лучшей подруги Мины, Люси Вестенра, и в разговорах с профессором Ван Хельсингом, вызванным к постели больной, Джонатан понимает, что они столкнулись с древним существом – вампиром, и теперь им вместе с несколькими друзьями предстоит сразиться за душу Мины Мюррей...

Книгу Брэма Стокера, по неизвестной мне причине, многие считают скучной, хотя, на мой взгляд, - это один из лучших готических романов, породивший, пожалуй, самого кинематографичного монстра. При этом, по самой книге фильмов не так уж и много. Можно вспомнить совсем старый "Носферату" ("Nosferatu", 1922) с Максом Шреком (Max Schreck), или "Дракулу" 1979-го года с Фрэнком Лангеллой (Frank Langella) в главной роли, и вот версия Копполы. И чем же она отличается от несметного множества прочих "Дракул"? Ну, во-первых, Коппола снял практически дословную экранизацию книги, из которой взято очень многое: и путешествие Джонатана Харкера в Трансильванию, и его бегство из замка Дракулы, и путешествие графа на корабле в Англию, и вся сюжетная линия с Люси Вестенра, и присутствие Ренфилда. Некоторые диалоги фильма слово в слово повторяют книжные, а иногда за кадром читают выдержки из дневников, на чем построен и роман. Во-вторых, Коппола умело соединил главного персонажа с его историческим прототипом, показав, как умер Влад Цепеш и родился граф Дракула, отчего тянется ниточка к Мине Мюррей и объясняется, почему именно ЭТА девушка стала его возлюбленной. В-третьих, Коппола снимал вовсе не ужастик, а трагически-романтическую историю любви графа и Мины/Элизабет, которая получилась у него удивительно притягательной.

Можно сказать, что благодарить за этот фильм мы должны Вайнону Райдер, которая первой прочла телевизионный сценарий Майкла Эптэда (Michael Apted) и в восторге передала его Копполе, с которым, кстати говоря, не разговаривала с начала 1990-го года из-за того, что режиссер отказался снимать ее в третьей части своего "Крестного Отца" ("The Godfather: Part III"). Копполе текст понравился, но на его переработку он пригласил Джеймса В. Харта (James V. Hart), работавшего над собственным сценарием по роману Стокера аж с 1977-го года. Майкл Эптэд, впрочем, забыт не был, и стал исполнительным продюсером ленты, подразумевавшей множество спецэффектов, которые режиссер принципиально хотел делать "олдскульно", а не на компьютере. Однако первоначальная команда "спецэффектщиков" заявила, что некоторые образы невозможно создать без помощи компьютеров, и тогда режиссер их уволил, взяв визуальным супервизором сына Романа (Roman Coppola), который расписал отцу, как можно снять все "по-старому". Например, в начале фильма, когда Джонатан Харкер едет в Трансильванию, на его лице отображается карта путешествия. Это сняли элементарным проецированием карты на лицо Киану Ривза. Или еще, сцена, когда Харкер бреется, а Дракула заходит в комнату и не отображается в зеркале. На самом деле все совсем не сложно: мы видим спину дублера Ривза, а вместо зеркала – проем в стене, в котором стоит настоящий Киану, и поэтому руки Дракулы на его плече нет. Как видите, все просто, дешево и очень сердито!

Художник по костюмам Эйко Ишиока (Eiko Ishioka), совершенно заслуженно получившая "Оскара" за свою работу, до этого не смотрела ни одного фильма про вампиров. Сначала она вообще была утверждена на должность арт-директора картины, но когда Коппола увидел ее наброски, то тут же сделал художником по костюмам. Так как Эйко – этническая японка, то в ее работе очень сильны национальные мотивы, что особенно заметно по нарядам Дракулы в начале фильма, которые созданы под явным влиянием японского национального театра кабуки.

Кастинг у этого фильма был настолько многогранен, что о нем одном можно написать отдельную статью. Например, вместо блестящего Тома Уэйтса мог сыграть Стив Бускеми (Steve Buscemi), по каким-то причинам отказавшийся от роли. Киану Ривз стал Джонатаном Харкером лишь потому, что Коппола, по его собственным словам, "хотел бы взять молодого горячего парня, от которого были бы без ума все девушки". Тут он, надо сказать, попал в самую точку, ибо молоденький Киану, еще не примеривший на себя кожаный плащ спасителя человечества - настоящий душка! ;) Дракулу, вместо Олдмана, могли сыграть Антонио Бандерас (Antonio Banderas) и Вигго Мортенсен (Viggo Mortensen), а Энди Гарсиа (Andy Garcia) уже практически был утвержден на роль, но его смутило большое количество любовных сцен, и малодушный актер отказался. А всего на роль Дракулы претендовало более 25 человек, среди которых были Стинг (Sting), Алек Болдуин (Alec Baldwin), Хью Грант (Hugh Grant, что было бы совсем ужасно ;)), и все тот же Киану Ривз. Ван Хельсинга мечтал сыграть Лаэм Нисон (Liam Neeson), но как только Энтони Хопкинс заявил, что ему нравится эта роль, Нисону продюсеры моментально отказали. Хопкинс, кстати, еще играет священника, который сообщает Дракуле о смерти Элизабет, и озвучивает капитана корабля "Деметра".

Кроме гениальных работ художника по костюмам (получившей не только "Оскара", но еще и премии "Saturn" и "BAFTA"), художника-постановщика (обратите внимание хотя бы на сцену в саду, когда Дракула, в образе волка-оборотня, соблазняет Люси - какие там восхитительные краски, я уж не говорю про замок графа, который просто идеален!) и гримера (еще одна премия "Оскар"), в этом фильме содержится такое количество классных актерских работ, что я даже не знаю, с кого начать. Уж не знаю, какой Том Уэйтс музыкант (его музыкой я никогда не интересовался, но наслышан, что в музыкальных кругах Америки эта личность культовая), но актер он действительно замечательный, ведь такое точное попадание в образ просто так не дается. Ренфилд в его исполнении – настоящий псих с кучей маний и его образ так совпадает с книжным, что я просто диву давался, пересматривая сцены с его участием бесчисленное количество раз. Сэр Энтони Хопкинс, разумеется, в очередной раз подтвердил свою репутацию гениального актера. В его Ван Хельсинге нет-нет, да и проглянет доктор Ганнибал Лектер, что, как это ни удивительно, пошло персонажу лишь на пользу – такой демонический профессор получился. Зато Вайнона Райдер меня как-то совсем не впечатлила, хотя она неоднократно говорила о том, как трудно ей было сниматься с Олдманом, - актеры друг друга на дух не переносили. Что ж, возможно это ей действительно мешало, в то время как Гэри Олдман, несомненно, сыграл одну из лучших своих ролей (премия "Saturn" как лучшему актеру). Как обычно, на съемках он много пил (сцену, в которой Дракула слизывает кровь с бритвы Джонатана Харкера снимали далеко за полночь, чтобы "создать настроение", и пока съемочная группа его создавала актер успел напиться в стельку :)), что, к счастью, не повлияло на уровень игры, а если и повлияло, то исключительно в лучшую сторону. Более того, он еще активно помогал своим партнерам. Например, в сцене, когда Дракула превращается в стаю летучих мышей, пугая всех присутствующих, Гэри заявил, что ему не кажется, будто его костюм такой уж страшный, и что вряд ли кто-то испугается. Тогда Коппола посоветовал ему прошептать на ухо каждому из актеров что-нибудь пугающее. Олдман ни разу не признался, что именно он им прошептал, но съемочная группа заявила, что страх на лицах участников сцены был неподдельный, хотя его Дракула – это не "ужас, летящий на крыльях ночи", не монстр и не ночная тварь. Это многогранный персонаж, который хочет и может любить, страдая и тяготясь своим образом жизни. Как великолепно спела Энни Ленокс (Annie Lennox) в титульной композиции фильма "Love song for a vampire": "Oh loneliness, Oh hopelessness! To search the ends of time". Именно это Олдман и играет – вечное одиночество, вечные поиски и вечную безнадежность. И за это ему надо поставить памятник.[br][br] Дамы и господа – это классика, причем как литературная, так и кинематографическая, и больше тут говорить нечего.