Гильермо Дель Торо - это один из тех немногих случаев, когда человек, будучи большим знатоком и поклонником жанрового кино, успешно снимает не только высокобюджетные коммерческие фильмы в Голливуде ("Мутанты" ("Mimic", 1997), "Блэйд II" ("Blade II", 2002)), но и работает, что называется, "для души", снимая стильное европейское арт-кино. "Хребет Дьявола" - именно такой фильм, проект, снимавшийся в Испании и на испанские же деньги (одним из продюсеров фильма выступил небезызвестный Педро Альмодовар) и родившийся из совмещения двух сценариев - истории про призрака, которую написал Дель Торо в Мехико, и истории человеческих взаимоотношений в трудные для Испании времена гражданской войны, написанной Антонио Трасоррасом (Antonio Trashorras).

Конец тридцатых годов прошлого века, в Испании идет гражданская война, и в один из немногочисленных приютов для детей сирот привозят нового мальчика Карлоса, отец которого погиб на фронте. Жизнь в приюте, впрочем, как и во всей стране, непростая, но помимо бытовых неурядиц в богоугодном заведении ходят слухи о присутствии призрака, и слухи эти, как вскоре выясняется, имеют под собой более чем реальные основания...

Хребет Дьявола - это не фильм ужасов, чего можно было бы ожидать, зная жанровые предпочтения Дель Торо. Фильм этот вовсе не о призраках (точнее, призраке) и не о сверхъестественном (хотя сверхъестественные события в нем и присутствуют), а о людях, их взаимоотношениях и поступках, о том, как разные люди по-разному проявляют себя в трудные периоды жизни, о дружбе, взаимовыручке и о недоделанных вовремя вещах... История о призраке служит лишь фоном для показа истинных человеческих отношений, эмоций, желаний и мечтаний. И поверьте, намного интереснее наблюдать за настоящими, живыми людьми в этом фильме, нежели за призраком, который сам, по сути, жертва людей и их низменных желаний.

Гильермо Дель Торо снял прекрасный арт-фильм с замечательной кинематографией, яркой и насыщенной цветовой палитрой, меланхоличной музыкой и очень точно переданной атмосферой того исторического периода. Подбор актеров на главные роли оказался очень удачным, и все без исключения персонажи получились на экране живыми существами из плоти и крови, со своими мыслями, эмоциями и переживаниями, причем это касается не только профессиональных актеров, но и детей, которых в этой картине большинство. Все они очень органично смотрятся в своих ролях, но особенно хороши исполнители двух центральных детских персонажей - Фернандо Тьельве, исключительно правдоподобно играющий нового мальчика Карлоса, и Иниго Гарсес (Inigo Garces), исполняющий роль самого старшего из сирот, самостоятельного и рассудительного Хайме.

То, как фильм снят и смонтирован, заслуживает отдельного упоминания. Я не просто так отнес эту картину к категории арт-кино, этот фильм - действительно art в самом широком понимании этого слова. Каждый кадр, каждый ракурс этой картины построен и исполнен идеально, цветовая и звуковая схема органично подобрана в соответствии с эмоциональным настроем эпизода, а уж различных эмоций, поверьте, в этом фильме немало. Эмоции, психологические переживания, многочисленные символы и визуальные знаки рождают атмосферу, в которую зритель погружается с самого начала фильма и которая не отпускает его до самого конца. И хотя не сверхъестественные моменты истории поставлены здесь во главу угла, аспект потустороннего в этом фильме выполнен весьма стильно и реалистично (если можно так говорить о том, чего реально нет... или все-таки есть?), как, впрочем, и все остальные аспекты.

Фильм не ставит своей целью испугать зрителя, ибо не это его главная задача, но в некоторых моментах неприятный холодок все же пробегает по спине, ибо большинство людей подсознательно боятся пустых темных помещений, мутной воды, странных, необъяснимых звуков и т.п., а такие общечеловеческие страхи в этой картине тоже успешно эксплуатируются, не являясь при этом, однако, ее главным содержанием, как во многих других фильмах. Лента, что неудивительно, получила серьезное признание у критиков и многочисленные призы и номинации на крупных международных кинофестивалях, в то время как "обычные зрители" также не обошли фильм вниманием, и в одной только Испании в прокате фильм собрал больше трех миллионов долларов, что является грандиозным успехом для этой маленькой европейской страны. Все поклонники европейского кино вообще и арт-фильмов в частности, я уверен, будут в непередаваемом восторге от просмотра этой ленты, в то время как зрители, ожидающие очередной "пугалки про привидения" или нечто в духе "Мутантов" и "Блэйд II", скорее всего, будут разочарованы. Но в любом случае, я думаю, ознакомиться с этим великолепным фильмом должны как можно больше людей, ибо данная картина действительно заслуживает этого, и даже если сама история вас не тронет, от ее технического исполнения, я уверен, вы все равно будете в восторге...