Потрясающее в своей безбашенности жанровое кино Индонезии в период своего расцвета (конец семидесятых и восьмидесятые года прошлого века) плодило не только крышесносящий хоррор, но и не менее безумное фэнтэзи, рассчитанное на непривередливых сельских жителей. А что нужно было неотесанной индонезийской деревенщине? - Национальные мотивы и безостановочный экшен, чего с избытком в суперпопулярном (разумеется, на родине ;)) творении Ратно Тимоера под названием "Дьявольский Меч".

Однажды с неба падает метеорит, из которого седовласый гуру боевых искусств выковывает меч, обладающий магическими свойствами. Спрятав его подальше от любопытствующих глаз в Дьявольской Горе, гуру посвятил свою жизнь воспитанию благородных воинов, не все из которых оказались такими уж прям благородными. Один из них, Банью Джага, поступил на службу к жестокой нимфоманке, Королеве Крокодилов, живущей в роскошном дворце на дне озера. Для удовлетворения своего неуемного сексуального аппетита Королева постоянно забирала из близлежащих деревень молодых парней, а когда староста одной из них не отдал волшебнице будущего зятя, та отправила Банью Джага к нему на разборки с наказом покарать строптивца. И тот, разумеется, покарал, забрав молодого парня и избив до полусмерти его невесту, которая тоже неплохо владела боевыми искусствами. В этот момент на арене появляется лучший ученик седовласого гуру, мускулистый красавчик Мандала, который обещает обиженной невесте помочь вернуть возлюбленного, но только после визита к своему учителю, которому тоже требовалась помощь. А учителя избили четыре злых воителя, пытавшиеся выведать местоположение дьявольского меча и захватить с его помощью власть на всей планете. Добрый мастер им, разумеется, ничего не сказал, за что лишился ног, наказав подоспевшему Мандале отыскать меч и никому его не отдавать. А за меч уже разразилась битва злых воинов друг с другом, из которой победителем вышел Банью Джага, которому, однако, меч так и не достался, в результате чего он впал в немилость Королевы Крокодилов и был ею казнен. Сама же королева, в свою очередь, пала от руки Мандалы, который сумел разделаться со злой колдуньей с помощью волшебного меча и боевитой спутницы...

Те, кто хоть немного знаком с особенностями индонезийского кино примерно могут себе представить весь уровень маразматического безумия, который творится в этом фильме, в то время как для зрителей неподготовленных, эта лента наверняка станет если и не откровением, то уж культурным шоком совершенно точно :) И действительно, мало кто из образованных (да и не образованных тоже) европейцев сможет понять душу простого темного крестьянина из Индонезии, который на полном серьезе "прется" от смехотворно поставленных драк, откровенно фанерных "мечей" и статистов в резиновых костюмах крокодилов, "выпрыгивающих" из воды в крышесносящем reverse-motion. И хотя сюжет этой ленты основан на индонезийских сказках и легендах, пускай чуток и переделанных (к примеру, Королева Крокодилов просто является вариацией намного более известного мифического персонажа Индонезии, Королевы Южного Моря), ее кинематографические корни лежат в области эпического фэнтэзи, жанр которого получил недюжинную популярность в начале восьмидесятых. Откровенного "дера" с западных образцов жанра тут, конечно, не сказать чтобы много, но то, что режиссер фильма активно вдохновлялся "Конаном Варваром" (Conan the Barbarian, 1982) видно невооруженным глазом. Бюджет у него, впрочем, был явно не конановский, поэтому все аспекты индонезийской продукции на искушенный взгляд европейского зрителя смехотворны, а некоторые моменты фильма так и вовсе совершенно безумны. Возьмем, к примеру, драки. Мало того, что их постановка ужасающа, так еще и все задействованное в них оружие откровенно фанерное. Или спецэффекты, которые радуют зрителя многочисленным полетами актеров и предметов на явно видимых тросах, откровенно халтурными монтажными трюками, дешевой пиротехникой и безумными сценами расчлененки и кровопускания.

Так как сюжет ленты с похотливой королевой подразумевает наличие немалого количества сексуальных сцен с обнаженкой, а Индонезия - это мусульманская страна, то создателям фильма пришлось выкручиваться, для чего они придумали следующую "фишку". В необходимых эпизодах, снятых со спины - актеры обнажены, а когда их показывают спереди - то уже нет :) Проиллюстрировать это можно следующими примерами: молодого парня готовят к жертвоприношению королеве, он стоит на скале, его показывают сзади и он полностью обнажен. Далее он прыгает со скалы в озеро, и в воде на нем чудесным образом оказываются стринги, мало прикрывающие попу, но тактично закрывающие все его "хозяйство". Или эпизод появления Королевы Крокодилов со служанками, когда девушки выходят из воды в дешевых купальниках, а при показе со спины стоят уже без оных ... Выдумка для ублажения цензоров, конечно, хитрая, да и такие мелочи как несоответствие разных сцен одного эпизода друг другу теряются на фоне общего кретинизма происходящего. Кретинизма, который неискушенный индонезийский зритель принимал за чистую монету, считая исполнителя главной роли Барри Приму настоящим народным героем со сверхспособностями. В одном из немногочисленных интервью актер признавался, что он просто не мог появляться в сельской местности Индонезии по причине того, что его моментально обступали восторженные местные жители и чуть ли не на руках носили по деревне, умоляя продемонстрировать свои чудесные способности :) Неудивительно, что на волне народной любви Барри Прима (настоящее имя которого Bertus Knoch) стал основной звездой индонезийского кино восьмидесятых, уйдя в тень вместе со всей индустрией в начале девяностых. Причем он является одним из немногих актеров Индонезии известных не только на родине, но и за рубежом, так как некоторые фильмы с его участием были проданы за границу для международного проката, в основном, правда, в странах "третьего мира".

Этот безумный замес из безостановочного халтурного экшена, плохих спецэффектов и целомудренного секса будет особенно интересен всем, кто желает расширить свой "туннель сознания" и киногоризонты. Впрочем, и особо рьяным поклонникам фэнтэзи будет небезынтересно посмотреть на сумасшедшие приключения "индонезийского Конана", в то время как остальные категории зрителей вряд ли получат большое удовольствие от созерцания этой ленты. Если только они не являются любителями настоящего трэша, конечно... ;)