Британский режиссер Дэнни Бойл в середине девяностых сначала прославился у себя на родине фильмом "Неглубокая Могила" (Shallow Grave (1994)), а потом и по всему миру, благодаря "независимому суперхиту" "На игле" (Trainspotting (1996)). Получив заманчивые предложения из Голливуда, Бойл поехал работать в Америку, но на чужбине Дэнни ждали сплошные разочарования, и после грандиозного провала его "Пляжа" (The Beach) с Лео Ди Каприо (Leonardo DiCaprio) в главной роли режиссер понял, что пора возвращаться обратно в Британию. Судя по всему, это было весьма грамотным решением, ибо на родной земле его режиссерские таланты раскрылись вновь, и в 2002-м году Бойл снова прогремел по всему миру с очередным "независимым хитом" "28 Days Later"...

Активисты общества за гуманное обращение с животными проникают в закрытую лабораторию одного из медицинских центров, где ученые ставили эксперименты на приматах. Один из сотрудников лаборатории застал активистов на месте преступления и в ужасе умолял не выпускать животных из клеток, ибо все они заражены исключительно опасным вирусом. "Зеленые", однако, медика не послушались, и девушка открыла клетку с одной из шимпанзе, которая в ту же секунду в ярости набросилась на свою спасительницу, раздирая лицо девушки когтями и зубами. Людям удалось стащить бешеную обезьяну с несчастной, однако девушка была уже в переходном состоянии, и через мгновение с перекошенным от ярости лицом сама набросилась на своих спасителей...

...28 дней спустя в одной из лондонских больниц приходит в себя молодой человек Джим. В больничной палате он встает с койки и в одиночестве бредет по пустынным коридорам госпиталя. Вокруг нет ни души, и лишь кучи мусора и покореженное оборудование попадаются ему на пути. Выйдя из стен больницы, он застает такую же картину - пустынный мертвый Лондон без каких либо признаков жизни. Улицы завалены мусором, машины перевернуты, вокруг ни души, и лишь стаи черного воронья пролетают на фоне Биг Бена с остановившимися стрелками часов. Наступил апокалипсис западной цивилизации. Чуть позже он встречает двух выживших, которые рассказывают ему про страшный вирус, в одночасье поразивший огромное количество людей. Вирус этот передается при порезах, укусах или простом попадании зараженной крови на слизистые оболочки. Он вызывает бешеную ярость, буквально за минуту перерождая человека в кровожадное красноглазое животное, единственным желанием которого является убивать и разрушать. Многое уже разрушено, но небольшая горстка выживших, состоящая из Джима, молодой девушки Селены, таксиста Фрэнка и его дочки Ханны, не теряют надежды на спасение и отправляются из Лондона в Манчестер в надежде встретить там остатки военных частей...

Конечно же, в сюжете этой картины нет ничего необычного или нового, ибо фильмов, эксплуатирующих страх городского населения перед падением цивилизации, огромное количество, и большинство из них начинается с классического "пробуждения в пустой больнице". Тема эта очень выгодна с точки зрения разработки, и при грамотной реализации такие фильмы действительно пугают, ибо нет ничего страшнее для современного человека, привыкшего к благам цивилизации, чем увидеть постапокалиптический мир с пустыми городами, неработающим транспортом, отсутствием электричества и связи, и вообще, сама мысль о том, что ты остался один во всем мире, по-настоящему пугает. Будучи талантливым режиссером, Дэнни Бойл пугает нас очень грамотно, на всю катушку используя потенциал этой эффектной темы, но как ни крути, его фильм нельзя назвать оригинальным, ибо "28 Days Later" по своей сути это просто концентрированная выжимка самых удачных идей и моментов из многих классических фильмов, самыми очевидными из которых являются зомби-шедевры Джорджа Ромеро (George A. Romero) "Dawn Of The Dead" и "Day Of The Dead". Да что там говорить, даже маркетинговая кампания фильма в Штатах строилась на фразе "Danny Boyle re-invents the modern day zombie-horror", хотя "технически" этот фильм к зомби-поджанру отнести нельзя, ибо зараженные люди не мертвы, они очень быстро передвигаются и убить их можно так же, как и любого другого человека, а не только выстрелом в голову. Если же подходить к жанровой характеристике картины с "творческой" стороны, то безусловно это зомби-фильм, пусть и переработанный под некоторые современные реалии. Если же говорить совсем начистоту, то эта картина - Dawn... и Day Of The Dead в одном флаконе, ибо первую часть фильма небольшая группа выживших пытается добраться до Манчестера, посещая между делом и пустой супермаркет, и дорожную бензозаправку (все знаковые моменты Dawn Of The Dead), встречая на своем пути различные трудности. А в Манчестере начинается "Day Of The Dead", ибо выжившие люди попадают в отгороженный периметром защиты особняк с небольшой группой военных во главе с авторитарным и явно "немного не в себе" майором Вестом, где, в свою очередь, начинаются жесткие социальные комментарии в духе старины Джорджа и прочие прелести "военного положения". Не стоит, однако, думать, что "28 Дней Спустя" является элементарным плагиатом с фильмов Ромеро, вовсе нет - скорее это просто переосмысление и переработка классических тем на новом витке социального и кинематографического развития, сделанная талантливым режиссером.

Очевидно, что "новые времена" подразумевают и использование нового киноязыка, поэтому Дэнни Бойл принял интересное и в чем-то даже новаторское стилистическое решение - снимать свой фильм на miniDV камеры. Для съемок были задействованы полупрофессиональные miniDV камеры Canon XL-1S стоимостью менее трех тысяч долларов, с помощью которых был снят практически весь фильм, за исключением некоторых моментов, где использовались "стандартные" 35мм кинокамеры. И надо сказать, что конечный результат получился действительно впечатляющим, воочию показав, на что реально способно цифровое видео в руках грамотного профессионала. Конечно, некоторые "городские" сцены страдают из-за недостаточной разрешающей способности формата, но это как раз и выглядит "приближенно к жизни", и это именно тот результат, которого хотел добиться Бойл - придать своему фильму некоторые "документальные качества", которых при нынешнем засилье "телевизионной картинки" можно добиться, лишь снимая "на цифру". Если, прочитав про miniDV вы подумали, что фильм снят "трясущейся камерой" в стиле Фон Триера или телевизионных репортажей "с места событий", то вы глубоко заблуждаетесь - большая часть съемок сделана с использованием всего классического арсенала кинематографиста - это и рельсы, и SteadyCam, и использование крана для особенно эффектных панорам, поэтому визуально фильм смотрится просто великолепно, совмещая в себе моменты "классического стиля" со спокойными проездами и долгими панорамными планами и "клиповой эстетики" с хаотичными движениями камеры и динамичным монтажом. Сопровождает все это визуальное великолепие удачно подобранная звуковая дорожка, состоящая как из классических композиций (Ave Maria), так и динамичной современной электронной и "альтернативной" музыки.

Истинный талант постановщика заключается не только в том, чтобы показать зрителю "красивые картинки", но скорее в том, чтобы наиболее эффективно собрать разрозненные части продукции в единое целое - картину, которая держала бы интерес зрителя на всем своем протяжении и заставила бы его реально "погрузиться" в историю, прочувствовать атмосферу фильма. Дэнни Бойлу великолепно удалось это сделать, ибо в фильме просто нет ни одного "халтурного" момента. Прекрасно подобранный актерский состав играет великолепно. Реалистичные спецэффекты и грим заставляют поверить в реальность происходящего. Постапокалиптическая атмосфера серьезно давит и вгоняет в депрессию. А концовка, пусть и "хэппиэндная", все равно оставляет после себя множество вопросов... Кстати, насчет концовки - для фильма было снято три финала, плюс один нереализованный. Окончательная версия картины получила наиболее "светлый" финал, хотя после всего, что пережили эти люди, подобная концовка кажется несколько нереальной. Первоначальный вариант, который был в "workprint" версии фильма, но от которого режиссер, ввиду его обреченной депрессивности, отказался, "пожалев зрителя", не оставлял героям картины абсолютно никакой надежды, и с моей точки зрения, это именно тот финал, который и должен был остаться в окончательной версии фильма. Плюс была еще снята измененная версия "театральной" концовки, чуть менее светлая, но все равно "относительно хэппиэндная". И еще существовал так называемый "радикальный финал", который, впрочем, был реализован лишь в виде сценарного текста и storyboard раскадровок. Этот финал был бы уместен в том случае, если бы была убрана вообще вся линия с пребыванием наших героев в "солдатском особняке". Тогда фильм превратился бы в классическую постапокалиптическую сагу, у которой уже по определению не могло быть "веселого финала" и для которой этот вариант концовки подходил бы наилучшим образом. Но так как от подобных планов создатели отказались, то и материал для этой версии снят так и не был.

Фильм стоил смехотворные по голливудским стандартам 8 миллионов долларов, поэтому там он проходит по разряду "независимого британского кино". Дэнни Бойл распорядился довольно скромным бюджетом рачительно и по-хозяйски, не потратившись на "звезд" и их заоблачные гонорары, а полностью направив деньги исключительно на производственные нужды. А нужд этих было немало, и связаны они были в основном с тяжелой логистикой съемок. Ведь довольно немалое время в фильме занимают сцены с безлюдными улицами Лондона и широкими хайвеями, на которых нет ни единой машины, кроме автомобиля наших героев. Как вы понимаете, в современной цивилизованной стране такого просто быть не может. Поэтому кинематографистам пришлось прибегнуть к помощи полицейских служб города, которые помогли перекрыть на короткое время некоторые "знаковые" участки Лондона. Но даже с помощью полиции у съемочной группы было очень мало времени на съемки, которые проходили небольшими блоками по выходным рано утром, когда только-только встало солнце. Кстати, использование цифровых камер серьезно облегчило эту задачу, так как они могли начать съемку за считанные минуты, в отличие от "профессиональных 35мм-ых монстров", только на подготовку которых нужно было потратить чуть ли не все время, отведенное для съемок. Съемочная группа, однако, со своей задачей справилась блестяще, и все эпизоды в "заброшенном" Лондоне потрясающе эффектны своей натуралистичностью.

Прокатная судьба картины (равно как и фестивальная, ибо фильм заработал кучу призов и престижных номинаций) сложилась наилучшим образом. У себя на родине, в Англии, фильм за короткое время собрал несколько миллионов фунтов, став одним из чемпионов проката. В Америке картина стартовала на четвертом месте, за уикенд заработав десять миллионов, и закончила свой прокатный период с результатом в сорок пять миллионов долларов. По всему миру фильм собрал еще около тридцати шести миллионов. Как говорится, зрительский успех фильма очевиден, и базируется он исключительно на качестве этой ленты. Если вам интересно серьезное, умное и эффектное кино, переработавшее классическое наследие прошлого под современные реалии, тогда этот фильм для вас. А вообще, картина рекомендуется к просмотру всем без исключения категориям зрителей, ибо фильмы такого качества снимаются нечасто...