Опубликованные рецензии являются собственностью их авторов и предоставлены ресурсу на безвозмездной основе. Полная или частичная перепечатка содержимого сайта/рецензий на интернет ресурсах разрешается с указанием оригинального авторства и гиперссылки на оригинал. Полная или частичная перепечатка материалов сайта/рецензий в любых оффлайновых (печатных) изданиях разрешается только после предварительного согласования с владельцем ресурса. По всем вопросам и предложениям пишите — serega_m@cult-cinema.ru.

КИНООБЗОР

- Скандальная лесбиянка из "Жизни Адель" станет новой девушкой Бонда
- Кристен Стюарт купила дом в Малибу
- Джуд Лоу сыграет злодея в «Короле Артуре»
- Русская актриса сыграет злодейку в «Крепком орешке-5»
- Фильм о Pussy Riot получил специальный приз кинофестиваля в США

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Рекомендуемое минимальное разрешение для комфортного просмотра содержимого этого ресурса — 1024 на 768 пикселов.

4 / Четыре (2005)

4 Poster 4 Video Cover
Опустошительный кошмар, который вводит нас в неясное состояние между ложью и правдой.
Перевод на киноязык прозы Сорокина, в котором, наполняясь апокалипсическим ужасом, воскресают и сокрушают все живое речевые и литературные штампы.
Фильм, острейшим образом передающий опасность каждой секунды человеческого существования.
Настоящий трактат о телесном, и грандиозное исследование варварства и деградации.
В главных ролях:

Марина Вовченко

Сергей Шнуров

Юрий Лагута

Константин Мурзенко

Алексей Хвостенко

Марина Вовченко ... Марина
Сергей Шнуров ... Володя
Юрий Лагута ... Олег
Константин Мурзенко ... Марат
Алексей Хвостенко ... Человек без возраста
Режиссер:

Илья Хржановский

Кажется, что судьба этого фильма соревнуется по сложности с его содержанием. Ожидал ли режиссёр-дебютант Илья Хржановский, что такой мастодонт, как Сорокин, заинтересуется его идеей и напишет превосходный сценарий? Знал ли он, что его первый фильм соберёт такой урожай призов? Мог ли он предположить, что лента, не содержащая ничего аморального и страшного, чего нет в зарубежной культовой классике, вызовет грандиозный скандал в России, что его «загадочно запретят и загадочно разрешат»? Не думаю. Но в любом случае, все это произошло именно с его режиссерским дебютом. Писатель Владимир Сорокин прекрасно разбирается в кинематографе и очень любит его. Он всегда подчёркивал, что именно кино (в большей степени, чем литература) повлияло на него, как на писателя. «Когда мне не пишется, я либо играю в шахматы, либо готовлю, либо смотрю кино, причём кино мне нравится не обязательно элитарное, самое разное – от “Кубанских казаков” и ”Королевы бензоколонки”, до “Pulp fiction”» — говорил он в одном интервью и тут же пояснял: «В кино я ценю либо навязчивую, до предела обнаженную реальность, либо абсолютно ирреальные сновидения. В любом случае, мне бы не хотелось, чтобы виднелись уши автора. Я очень не люблю авторское кино. Мне нравится, когда непонятно кто и когда это сделал. Поэтому я всегда тяготел к безличной литературе, где как бы автора нет совсем. И в кино тоже». В другом интервью он высказал свои пожелания читателям и писателям: «Побольше ходите в кино. Этот вид искусства изобрели не вчера». Совершенно справедливо, не так ли? :)
Естественно, что литератор с такими взглядами рано или поздно обратится к кинопроизводству и начнёт писать сценарии. Что, в общем, и произошло во второй половине 90-х годов, когда появилась реальная возможность воплотить подобные проекты на родине Сорокина – в России. Как и романы этого писателя, его кинопроза сложна и разнообразна. Каждый его сценарий очень резко отличается от предыдущего, а каждый новый фильм (во многом благодаря талантливой и разнообразной режиссуре) становится, чуть ли не эстетическим антиподом предыдущего.
С 1997 вместе с режиссёром Александром Зельдовичем (на счету которого до этого были лишь короткометражки и карнавальная, бурлескная экранизация прозы Исаака Бабеля «Закат») начинается работа над фильмом «Москва». В широкий прокат этот фильм вышел лишь к лету 2001 года (чему в немалой степени поспособствовал дефолт 1998-го). Трагичная, абсурдистская драма, с пронизывающей музыкой Леонида Десятникова представила столицу нашей необъятной родины гигантским городом-мясорубкой, безжалостно перемалывающим всё живое. Благодаря участию в фильме безусловно талантливых и известных актёров: Индеборги Дапкунайте, Татьяны Друбич, Александра Балуева; и выходу в этом же году скандального сорокинского текста «Голубое сало» на широкий книжный рынок, о фильме узнала не только фестивальная, «артхаусная» аудитория, но и более широкие слои населения, даже в провинции :).
Летом следующего года выходит новое переложение сорокинских фантазий на язык кино – «Копейка» режиссёра Ивана Дыховичного. История «советского народного автомобиля» (первой машины, сошедшей с конвейера Волжского автозавода, несущегося сквозь эпохи и города по дорогам, засыпанным снегом, залитым кровью, бензином, спермой и мочой, превращаясь то в брачное ложе, то в квартиру, то в гроб) была таким убойным замесом фарса и чернейшего юмора, что лента не только поимела довольно широкий (для подобного «малоцензурного» фильма) театральный прокат на родине, но даже «удостоилась чести» быть показанной на ряде центральных телеканалов (естественно, в ночное время и с «запикиванием» нецензурных ругательств в устной форме и ретушью их в форме письменной :)). Столь искромётный фильм глянулся, опять же, не только искушённым эстетам, но и более простой публике, с книгами Сорокина совершенно незнакомой. Опять же, в фильме было задействовано немало культовых персонажей – покойный ныне Андрей Краско, в роли бессмертного КГБ-шника, любимец Алексея Германа-старшего Юрий Цурило, в роли «капиталиста с человеческим лицом», сам Сорокин и две его дочери, ну а лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев украсил картину своим народным умельцем, современным «левшой» Бубукой. Вовсю разгулялся в свом небольшом камео Сергей Шнуров, показав общественности, что смачно ругаться матом, он может не только со сцены, но и перед кинокамерой… :).
Однако совсем другая судьба на родине и на зарубежных фестивалях была уготована третьему фильму по сценарию Сорокина, «4», о котором сегодня и пойдёт речь.
Кто-то сказал, что если содержание фильма адекватно пересказать невозможно, то это – хороший фильм, ибо их-то как раз и надо СМОТРЕТЬ. Если судить «4» по этому критерию – то фильм не просто хороший. Он очень хороший. Но пересказать его частично я всё же попытаюсь.
История, которую нам рассказывают, с одной стороны откровенно абсурдна, но с другой, именно эта абсурдность и делает её настоящим произведением Искусства. Того самого Искусства, что есть, по определению Пабло Пикассо, ложь, которая делает нас способными осознать правду. А история такая. Ночью, в пустом московском кабаке, у стойки, за которой стоял вечно засыпающий бармен, и закончились сливки :), встречаются настройщик роялей, выдающий себя за генетика, проститутка, выдающая себя за рекламного агента, и торговец мясом, бессовестно распродающий «закрома родины», который, в свою очередь, выдаёт себя за сотрудника администрации президента. Так вот, наш «генетик», в прекрасном исполнении Сергея Шнурова, рассказывает про свою работу на секретном проекте клонирования человека по типу «Четыре». И после этого, не зависимо от отношения слушателей к этой истории, от готовности «захавать» что угодно проститутки, до агрессивного недоверия прожжённого столичного циника, судьба их круто меняется и навечно становится связанной с магическим числом «4». Только бармен (скорее всего) избежал не самого приятного «продолжения банкета», ведь он, родимый, спал и ничего не слышал :). Дальнейшей судьбе этих персонажей и посвящён фильм. В ту же ночь «генетик» Володя встречает загадочного человека без возраста, который кормит тварей морских в ЧЕТЫРЁХ аквариумах на фоне висящих на стене ЧЕТЫРЁХ контрабасов, и предсказывает его дальнейшую судьбу: «Сегодня ты человек, а завтра тряпка, о которую вытирают ноги, или кусок живого мяса». И действительно, на выходе из клуба он арестован по обвинению в преступлении, которое якобы совершил в Саратове, хотя никогда там не был. Торговцу мясом Олегу в ресторане показывают ЧЕТЫРЁХ «круглых» поросят (вегетарианский мэсседж картины налицо), а проститутка Марина узнаёт о смерти своей ЧЕТВЁРТОЙ сестры Зои и едет на похороны в далёкую деревню Малый Окот. Деревня, как и многие теперь, умирает. Причём, в страшных корчах. Единственный источник пропитания там – изготовление на продажу жутковатых кукол из хлебного мякиша, из-за чего и погибла Зоя. Пыталась помочь старухам разжевать мякиш для лепки и подавилась. Малый Окот — такой инфернальный, антифилиневский «город женщин», в котором единственный мужчина — спивающийся безумный вдовец Марат. Даже, при наличии церкви, и священника-то нет. Марата, мужа покойной Зои, играет Константин Мурзенко. И делает это поистине блистательно. Перед нами теперь не карикатурный «Фашист» из «Брата-2», но совершенно потерянный человек, одинокий и безумный, с каждой новой сценой фильма приобретающий всё более неземные черты. Возможно, превращающийся в ангела. Ближе к развязке, иными предстают перед нами и другие персонажи. «Генетик» Володя, которого мы видим в столярной мастерской по производству балалаек лагеря строгого режима (снимали в настоящем лагере в Мордовии), по требованию других зэков жалобно завывает «Голуби летят над нашей зоной». Циничный торгаш Олег трогательно спит, свернувшись в кресле, с книжкой сказок под мышкой. Простая, как двадцать копеек, шлюха Марина, сжигающая на могиле сестры фотографии и кукол из хлебного мякиша (всё оставшееся от прошлого), облив их горючим самогоном из внушительной бутыли, – чуть ли не плачущая Ярославна.
В фильме, кроме упоминавшихся выше Шнурова и Мурзенко, в эпизодических ролях задействовано ещё несколько известных персон — лидер «АукцЫона» Леонид Фёдоров, а также поэт, музыкант, драматург, соавтор текста песни «Город золотой», сотрудничавший с тем же «АукцЫоном», Хвост (Алексей Хвостенко), в роли Человека без возраста. В образе, воплощённым на экране Хвостом, видно, что и самому актёру осталось недолго. Хвостенко, очень сильно болевший, умер ещё до окончания работы над фильмом. В роли управляющего мясокомбинатом выступил Шавкат Абдусаламов – главный художник фильма, работавший и друживший в своё время с Тарковским.
«Малый Окот» снимался в настоящем селе Шутилово Первомайского района Нижегородской области, и, наверное, поэтому выглядит столь аутентично. Как человек в своё время побывавший в умирающих сибирских деревеньках, заявляю – практически так там всё и есть: круглосуточная пьянка, безработица, обезумевшие старухи, разваливающиеся избы и грязь по колено.
Бабушек тоже взяли настоящих, деревенских. Те были непротив, и с интересом участвовали «в кине». Сцена, где упившиеся самогону старушки пляшут, выкрикивая что-то матерное, раздеваются и трясут своими обвисшими сморщенными грудями, снималась абсолютно «с натуры». Можно пошутить, что «4» открыл новую веху в «эксплуатационном» кино – направление «рашнбабушкасплотейшн» ;). (Вообще для всякого рода «-сплотейшна» Россия — страна уникальная. У нас (пока что?) есть только «бандосплотейшн»-фильмы, а сколько всего сочного осталось за бортом – «алконафтсплотейшн», «бомжсплотейшн», «армисплотейшн», «гопниксплотейшн», «депутатсплотейшн», «православные-на-гей-парадесплотейшн» ;) … ).
Возможно, это и послужило поводом для первой волны чиновничьих истерик. Потом, когда некоторые из них поняли, что фильм с такой мощной энергетикой и с таким всеобъемлющим ощущением безысходности, лучше в широкий прокат не пускать, а то «мало ли», стали докапываться уже и к матам в диалогах, и к «некоторым сопутствующим им изображениям» (какова формулировка!? ;)). Что ж, у непростых фильмов редко бывает простая прокатная судьба!
В итоге, Хржановскому рекомендовали вырезать из фильма около сорока минут, так как те «не имеют художественной ценности». Но по контракту с продюсерами, режиссёр не имел права этого делать, поэтому с чистой совестью проигнорировал все рекомендации ;). Чиновники, в свою очередь, такого обращения с собой ох как не любят, поэтому ответили адекватно – пригрозили не дать фильму прокат вообще. Так бы и вышел он только на DVD, если бы не тот фурор, который произвела картина на международных фестивалях. А успех был грандиозный, судите сами: XXXIV Международный кинофестиваль в Роттердаме 2005 — Золотой Тигр, Гран-при фестиваля; плюс особо почётная новая премия фестиваля Золотой Кактус, премия имени Тео Ван Гога (голландского кинематографиста, убитого в том же году исламским радикалом) «За бескомпромиссность в искусстве». VII Международный кинофестиваль в Буэнос-Айресе — премия за лучшую режиссерскую работу. Международный кинофестиваль в Сиэтле — Гран-при фестиваля. Международный кинофестиваль в Трансильвании —Гран-при фестиваля и премия за лучшую операторскую работу. Международный кинофестиваль в Афинах и Международный кинофестиваль в Анталии — премии за лучшую режиссерскую работу. И т.д. Этот успех, безусловно, заслужен: режиссура, работа актёров (при том, что большинство из них – непрофессионалы), оператора и (особенно!) звукорежиссёра выполнена на высочайшем творческом и техническом уровне.
После этого деваться министерским работникам было некуда, и фильм таки прошёл в нескольких кинотеатрах Москвы и Питера. В других же городах зрители-интеллектуалы, порядком заинтригованные сообщениями об успехах «4» на международном уровне, бросились в магазины за DVD-релизом, который, кстати говоря, совсем неплох. Правда, триумф Хржановского не остановил его критиков — в рецензии, опубликованной в официозной «Российской газете», режиссера называют аморальным и расчетливым, оправдывая требования Министерства культуры сократить ленту, «оскорбительную для российских налогоплательщиков».
Мне кажется, что лучшей рекомендации к просмотру данной картины не придумать! ;) Смотреть «4» я рекомендую всем без исключения любителям необычного, мрачного, серьёзного кинематографа. Это надо знать, это уже почти классика. Ну, может, и не классика ещё, но уж точно настоящее Искусство. Которое, как мне кажется, на то и Искусство, чтобы помочь нам, людям, стать, наконец, Людьми.

Автор: Леонид Зольников

Дата написания рецензии: 24/10/2006 | Комментарии (4)

Памятные цитаты:

Подполковник: А фарш кантемировский? Там у них минус двадцать восемь.
Олег: Я фаршем не торгую, сто раз тебе повторял.
Подполковник: Там у них минус двадцать восемь, всё путём, никогда ничего…всё опечатано ещё в девяносто втором.
Олег: Я не торгую фаршем.
Подполковник: Восемь лет. Котлетный фарш, с порошком. В жестянках. И транспорт ихний, а?
Олег: Я не торгую фаршем!

Володя: Что лучше в три часа ночи – водка, или кровь?
Бармен: Я ночью пиво пью.

Марина: Ну вот, на улице какой-то мудак собаку сбил, а в баре сливки закончились!

Володя: Русская женщина должна спокойно выпивать литр водки.
Марина: Конечно! Моя подружка одна может. И ещё потом пойти… ну… туда… выйти на подиум.
Володя: Она модель?
Марина: Да.
Володя: А Вы по подиуму не ходите?

Марина: Ну что, получилось человека клонировать?
Володя: Да, и давно уж.
Олег: Как давно, что там мальчик уже вырос?
Володя: Да уже не мальчик и даже не юноша.
Марина: А кто? Дядя?

Марина: Нет, я что-то не понимаю, и что, там людей выращивают?
Володя: Нет, у нас просто лаборатория, мы делаем генную кладку. А людей выращивает общество – детские сады, интернаты, дома малютки.
Марина: Ну, это пиздеж! И куда потом эти клоны прут? В армию что ль?

Володя: Три года назад меня послали в командировку в знаменитый Красноярский отстой.

Марина: Дорасскажи конец. Про этих… четвёрок. Что вы с ними делали?
Володя: Я пошутил.
Марина: Придумал?
Володя: Да.
Марина: Всё?
Володя: Всё, от начала до конца. Я настройщик роялей.
Марина: Бля! (Смеётся) Ты слышал?
Бармен: Чего?
Марина: Ну что он здесь тёр?
Бармен: Про Сибирь что-то? Он охотник?
Марина: Всё ясно с тобой. Спи дальше.

Человек без возраста: Вы барабанщик?
Володя: Когда-то был пианистом.
Человек без возраста: А я когда-то был человеком.

Официант: Наше фирменное блюдо – круглый поросёнок с яблочным хреном. Очень вкусно!
Олег: Какой поросёнок?
Официант: Круглый.
Олег: Фаршированный что ли?
Официант: Нет, это порода такая.
Олег: Какая порода?
Официант: Ну… круглые поросята.
Олег: Они что, перекормленные?
Официант: Они совсем круглые.
Олег: Как круглые? Поросёнок не может быть круглым. Вы чего их, насосом накачиваете?

Марина: Да чё вы, блядь, заладили, не простила – не простила! За то, что я три месяца в больнице провела? Или за то, что я на вокзале чуть не сгнила, блядь? Или за то, что я аборт делала, блядь? Да даже не аборт, а ребёнка по кусочкам вырезали, блядь!

Марат: Слеплю, я сказал, мне Зоинька секрет оставила! Секрет оставила, как мордочки лепить! Вы нажуйте только мякиша, а я всё слеплю!

Олег: Кто тебе сказал, что я фаршем не торгую? Я торгую всем, что пахнет мясом!

Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.

Оценка посетителей

Текущий рейтинг: 7.3 Голосов: 197

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
     
Идея проекта/творческая составляющая/тексты — Сергей Меренков © 2004-2014.
Спонсор проекта — группа компаний «Теремок».

транспортные услуги

Яндекс цитирования

 
На главную Рецензии F.A.Q. Дополнительные материалы Форум Ссылки О Проекте