В пятидесятые года прошлого века в Америке происходил настоящий бум дешевых трэш-поделок про всеразличных монстров, среди которых особое место занимали фильмы про громадных животных-мутантов. Особенной любовью у трэш-дельцов пользовались фильмы про рептилий, насекомых и членистоногих, поэтому американский зритель мог чуть ли не каждую неделю наслаждаться очередным "шедевром" про гигантских муравьев-мутантов, сверх-комаров и конечно же - громадных пауков :) Однако в середине шестидесятых "золотой период" американского монстр-трэша подошел к концу, а вместе с ним с экранов многочисленных драйв-инов схлынули потоки монстров-мутантов, замещенные монстрами рукотворными, различной мистической нечистью или "простыми" маньяками-убийцами. Постепенно герои былых времен переместились на многочисленные кабельные каналы Америки, которые не брезговали показом старых черно-белых фильмов в ночных программах "старых ужасов" и многочисленных трэш-антологий. Просиживая в детстве долгими ночами перед экраном телевизора, молодой режиссер Эллори Элкайем уже тогда проникся трэш-эстетикой "супер-монстрового" жанра и задумал во что бы то ни стало вернуть гигантских киномонстров прошлого на большие экраны. Однако в нынешних условиях всерьез такое кино снимать было бы бессмысленно (во всяком случае с большим бюджетом, хотя до сих пор с огромным удовольствием и на полном серьезе про монстров-мутантов снимают многочисленные трэш-режиссеры direct-to-video фильмов "категории B" и дальше...), поэтому Эллори решил пойти по наиболее правильному пути - отдать дань старым фильмам про монстров в комедийном ключе, спародировав основные штампы и сюжетные ходы трэш-фильмов прошлого. Однако сделал он это не с издевкой, а с большой любовью и уважением к кинотрадициям прошлого, как бы заново переосмыслив наследие трэш-мастеров.

Итак, небольшой провинциальный городок в американской глубинке - местные шахты закрылись, денег ни у кого нет, и местный мэр, чтобы хоть как-то свести концы с концами, потихоньку, втихаря от остальных жителей, сдает свою часть закрытых шахт под хранилище токсичных отходов одной из химкомпаний Америки. Однажды ночью, благодаря небольшому инциденту на дороге, с грузовика химперевозчика срывается цистерна с жидкими отходами и попадает в местный пруд, по берегам которого собирает кузнечиков и прочих насекомых для своей паучьей фермы местный фрик. Что происходит дальше - нетрудно догадаться. Полакомившись токсичными кузнечиками, пауки стали расти как на дрожжах, и вот уже вокруг города сужается кольцо гигантских пауков различных видов, и местным жителям не остается никакого иного выбора, кроме как самостоятельно обороняться от неожиданной опасности с вилами, лопатами и бензопилами в руках... ;)

Фильм, являясь откровенной пародией на расхожие штампы и характеры фильмов про чудовищ-мутантов, действительно очень смешон, но при этом в нем есть не только смешные или забавные моменты, но и парочка неожиданных "пугалок" и немалое количество грамотно снятого и смонтированного экшена (чего только стоит эпизод погони пауков-прыгунов за мотоциклистами). Выбив на постановку немалые для жанрового кино деньги - 30 миллионов долларов (уж каким образом режиссер убеждал продюсеров выделить такую сумму на монстр-фильм - загадка :)), Эллори Элкайем смог разгуляться в плане спецэффектов на полную катушку, и теперь мы наблюдаем на экране не забавные пластилиновые модельки гигантских пауков, "оживленные" stop-motion анимацией и с помощью техники rear-projection совмещенные с действиями актеров-людей, как это было в черно-белой классике, а самых что ни на есть реальных гигантских пауков! Конечно, сделаны они с помощью компьютера, но все выполнено настолько качественно, что "компьютерности" на экране не заметно вовсе, и вполне можно поверить что снималось все "натурально". Помимо стандартных и узнаваемых персонажей монстр-фильмов (типа тучного помощника шерифа, лузера, становящегося по ходу событий героем и завоевывающего сердце местной женщины-шерифа, спермотоксикозных подростков, норовящих заняться любовью на переднем сиденье автомобиля, многочисленных жителей-реднеков и т.п.), роли которых презабавно исполняются всеми без исключения актерами (среди которых есть и парочка "имен", типа Дэвида Аркетта, исполнителя главной роли и известного большинству зрителей в образе недотепы-полицейского из трилогии "Крик"), режиссер разбросал по всему фильму намеки и отсылки к классике киноужасов, начиная от тех самых черно-белых фильмов про монстров (которые постоянно показывают по телевизору в этой картине) и заканчивая добродушными уколами в адрес классических слэшер-сериалов типа Пятницы 13-ое (в сцене "обороны" супермаркета от пауков, один из жителей одет в серую робу, вооружен бензопилой, а на голове у него надета белая хоккейная маска Джейсона ;)).

Эта картина, один из немногих образцов по-настоящему смешной пародии на классические жанры кинематографа, очень смешной и добродушный фильм с отличными спецэффектами, прекрасно сбалансированным действием и забавной игрой актеров. Но, видимо, американская публика не захотела возвращать на экраны киномонстров-мутантов прошлого (а скорее всего, просто не восприняла тонкий юмор и хороший вкус создателей, попривыкнув к "туалетному юмору" в эпоху девяностых), пусть и в обновленной и веселой версии, поэтому в прокате Штатов фильм прошел кисловато, зато был неплохо воспринят в Европе, где традиционно народ в кино более разборчив. Фильм легко рекомендуется к просмотру всем без исключения категориям зрителей, но особенно приятен будет поклонникам черно-белой трэш-классики и знатокам кино - этим людям во многих эпизодах приготовлены забавные сюрпризы... ;)

P.S. Наши доблестные прокатчики как всегда "оригинально" перевели название фильма, решив, видимо, обыграть наименование летнего блокбастера "Звездные Войны 2: Атака Клонов". "Восьминогие Уроды" в прокате появились под "псевдонимом" "Атака Пауков"... %)