Чего вам стоит опасаться при приближении Конца Света? Падения метеорита или, быть может, извержения вулкана? Вовсе нет. Самая большая и страшная опасность — это огромный острозаточенный нож!

Канадский энтузиаст хоррор-жанра Морис Деверо самостоятельно написал, профинансировал и снял картину о том, как пассажиры поезда метро на пути по своим повседневным делам сталкиваются с фанатичными последователями некоего религиозного культа, предвещающего наступление Судного Дня. Его адепты искренне полагают, что для спасения заблудших душ попутчиков их необходимо отправить в Царствие Небесное наибыстрейшим из возможных путей. Альтернативная позиция спасаемых, на счёт всего этого, ими, разумеется, не рассматривается. Кроме того, со временем обнаруживается, что и во внешнем мире творится что-то неладное, а некоторым героям начинают мерещиться демоны и другие сверхъестественные вещи, так что ситуация, по всей видимости, немного сложней, чем кажется на первый взгляд.

Вообще, сюжет у фильма довольно замысловатый, и чтобы в нем в полной мере разобраться, нужно внимательно, и под словом "внимательно" я имею в виду ОЧЕНЬ внимательно, следить за происходящим на экране. Однако это стоит потраченных усилий, и сейчас я попытаюсь объяснить почему.

Фильмы с неочевидным сюжетом, на мой взгляд, можно разделить как минимум на две категории. К первой я бы отнёс постмодернистские эксперименты вроде "Облачного Атласа" ("Cloud Atlas", 2012). Безотносительно к его многочисленным достоинствам следует признать, что в сценарии ленты много дыр и откровенно необъяснённых моментов. Более того, это признают и сами Вачовски (The Wachowskis), говоря, что таким образом они побуждают зрителей думать самостоятельно. В итоге, благодаря любителям поиска скрытого смысла у последних образуется множество интерпретаций того, что "на самом деле" хотели сказать авторы, но доподлинно узнать, какая же из версий верна, совершенно не представляется возможным: в сценарии-то этого нет.

В фильмах другой категории, к которой, по счастью, относится и "Конец Пути", все ключевые элементы, необходимые для полноценного понимания сюжета, как правило, щедро разбросаны по ходу действия, однако авторы картин не акцентируют на них внимание напрямую, предлагая зрителям самим всё увидеть и понять. Поклонники поиска скрытого смысла и на этот раз остаются довольны, плюс ко всему теперь они могут сложить все кусочки головоломки в однозначно определённую форму. Для этого, возможно, им придётся пересмотреть кино еще пару раз, ну или найти на просторах Сети рецензию со спойлерами ;-), но если фильм хороший, то каждый раз открывать в нём что-то новое бывает только в радость.

Среди особенностей подачи сюжета следует также отметить сцену начала беспорядков в метро, показанную в "мозаичном" стиле, когда одно и то же событие демонстрируется с точек зрения разных персонажей, давая, тем самым, зрителю возможность охватить картину целиком. Подобный приём вместе с эффектными и оригинальными "пугалками" делает завязку фильма очень самобытной и запоминающейся.

Однако его середина, к сожалению, не столь захватывающая, как начало. В целом она представляет собой вполне стандартный слэшер в замкнутом пространстве, однако там находится и место для кровищи, и для развития сюжета. Даже характеры некоторых персонажей раскрываются до такой степени, что за них можно переживать. Приятно также наблюдать и за отсылками к другим жанровым лентам, например к зомби-фильмам, ибо здесь целые сцены построены так, что невольно вспоминаются "28 Дней Спустя" ("28 Days Later", 2002) и снайдеровский "Рассвет Мертвецов" (Zack Snyder’s "Dawn of the Dead", 2004). Действие, на фоне этого, развивается достаточно бодро и картина нигде особо не провисает, хотя ожидать оскароносной драмы или блестящей игры актёров от подобного малобюджетного фильма, понятное дело, не стоит.

Для реализации спецэффектов использовалась как компьютерная графика, так и "практические" приёмы, что не может не радовать. Однако стоит отметить, что эффекты выглядят более чем достойно, а местами даже ошеломительно, лишь в начале фильма, а потом их качество, равно как и количество, заметно снижается. Видимо, у автора закончились деньги ;-). Но, даже несмотря на это, ему на протяжении всей ленты не раз удаётся удивить и напугать зрителя.

До выхода "Пути" Морис Деверо был известен как режиссер и сценарист ленты с говорящим названием "Slashers" (2002), посвящённой безумным японским телешоу. Многие критиковали этот фильм за шаблонных персонажей и идиотскую мотивацию их поступков, но все соглашались с тем, что тема кровищи, кишок и остальных внутренних органов в нём была досконально раскрыта, причём на довольно качественном уровне. Таким образом, нельзя не признать, что месьё Деверо знает толк не только в извращениях, но и в выбранном им жанре. Хотя в "Конце Пути" элементов, собственно, слэшера гораздо меньше, чем в его предыдущем фильме, зато это компенсируется более напряжённым сюжетом и более адекватными и симпатичными героями.

Добавлю ещё, что лично мне очень понравилась сама картинка в плане цветовой гаммы и насыщенности. Локации фильма не ограничиваются лишь полутёмными комнатами с мигающим освещением, хотя без такой монументальной классики жанра, сами понимаете, — никуда ;-). В нём также хватает и светлых сцен, что, безусловно, радует глаз, как и операторская работа, к которой у меня нет нареканий, хотя, разумеется, критерии моих оценок сугубо индивидуальны.

В целом, от фильма не стоит требовать чего-то сверх того, что может предложить его скромный бюджет в 200 тысяч канадских долларов, но в своей "весовой категории" он является вполне достойным образчиком жанровой продукции, способный подарить зрителям немало приятных минут, да и вообще помочь неплохо провести вечер.