В обществе недалекого будущего, когда генетика достигла небывалых высот, родители ребенка могут изначально заложить в него все самое лучшее, насколько это возможно, рождая тем самым практически "идеального человека". Очень скоро в "идеальном обществе" будущего рождается новая дискриминация, основанная не на расе или цвете кожи, а на генной структуре - на том, от чего избавиться и что изменить нельзя. Естественно, "идеальные люди", или просто - "годные" (valid), очень скоро стали новыми "королями мира", оставив всю грязную и неквалифицированную работу на "негодных" (in-valid), рожденных естественным путем.

Винсент Фримен - "негодный". Врачи еще при рождении определили вероятность заболевания сердца как 99% и предсказали ему максимальный срок жизни в районе сорока лет. Однако у него была мечта - отправиться в космос, мечта, осуществить которую в мире "годных" людей было невозможно, ибо неважно, что ты знал и сколь много умел - "плохие" гены говорили за тебя, и карьера звездного навигатора для "негодных" была закрыта, как, впрочем, и другие мало-мальски квалифицированные рабочие места. Однако для человеческого духа и стремления осуществить мечту нет ничего невозможного...

GATTACA - режиссерский дебют сценариста Эндрю Никколя (написавшего, помимо «Гаттаки», также сценарий к другому неоднозначному и смелому, хотя и в известной степени приглаженному Голливудом, фильму – «Шоу Трумена» (The Truman Show)), поставившего неординарный, безусловно, стильный и умный фильм, к тому же собравший множество номинаций и несколько наград на международных кинофестивалях по всему миру и, естественно, при этом провалившийся в американском прокате. "Научно-фантастическая драма" - так характеризуют жанр этого фильма, и это справедливо. Научная фантастика в нем - только фон, на котором развивается основное действие, тогда как вопросы, при этом затрагивающиеся, весьма серьезны и актуальны уже для нашего времени и современного общества. Что принесет нам генная технология? Блага или новые проблемы? Как человеческое общество адаптируется и приспособится к новым реалиям и возможностям науки? Что случится с вековыми устоями и как преобразуется мораль и ценности нашего общества в среде хай-тек существования? На все эти вопросы нет, да и не может быть прямых ответов, да и цель фильма не в этом - не дать нам ответы, а поставить вопросы. Заставить зрителя задуматься, обнажить проблемы, которые вполне могут возникнуть в не столь уж и отдаленном будущем. И надо сказать прямо - фильм справляется со своей задачей на 100%.

Как известно, в действительно хорошей вещи все должно сочетаться в адекватных пропорциях, и в «Гаттаке» мы наблюдаем идеальное сочетание внутреннего наполнения и блестящего визуального исполнения. Замечательная игра далеко не последних в Голливуде актеров и виртуозная операторская и режиссерская работа заставляют зрителя полностью погрузиться в мир Гаттаки. В мир, где все из нас будут "негодными" отбросами цивилизации, прислуживая новым "годным" господам. Я бы не хотел пожить в таком мире, а Вы?..