Фильм "Ужасы Франкенштейна" стоит особняком в хаммеровской серии о великом ученом-естествоиспытателе, одержимом идеей создания искусственного человека. И дело тут не только в том, что это единственный фильм из семи (пять частей было снято до и одна после "Ужасов"), где роль ученого исполняет не Питер Кушинг (Peter Cushing), а "восходящая звезда" Hammer Films, Ральф Бэйтс, но еще и в том, что именно в этот момент своей истории фирмачи из Хаммера решили несколько "подкорректировать" творческий курс своей студии, ориентируясь теперь на более взрослую аудиторию. Эта "ориентировка" вылилась в череду картин с откровенным показом изощренного, зачастую садистского насилия и открытой сексуальности с демонстрацией "филейных частей тела" симпатичных хаммеровских старлеток.

За режиссуру картины взялся дебютант в этом деле, зато большой профессионал в сценарном ремесле Джимми Сангстер, впоследствии снявший еще две картины с Бэйтсом - "Влечение К Вампиру" и "Страх В Ночи" (Lust for a Vampire (1971) & Fear in the Night (1972)). Сангстер, помимо новых для него режиссерских обязанностей, также серьезно переработал оригинальный сценарий (изначально написанный Джереми Бурнэмом (Jeremy Burnham)), по-новому расставив акценты в этой истории. "Монстр Франкенштейна" не был интересен Сангстеру - намного больше его занимала личность самого Виктора Франкенштейна, в его версии - расчетливого безумца, хлоднокровного убийцы и просто асоциального элемента. На основе таких своих взглядов он выстроил не только сюжет, но и всю повествовательную линию фильма.

Так, в начале картины мы можем наблюдать молодые годы Виктора Франкенштейна, ловеласа, скучающего на уроках в местной школе, где ничего нового ему уже давно преподать не могут. Он дерзит своему учителю и с легкостью неимоверной демонстрирует не только ему, но и всему классу свое явное интеллектуальное превосходство над старым педагогом. Поняв, что делать в школе ему больше нечего, Виктор отправляется к отцу просить денег на учебу в Венском университете. Однако отец ему отказывает, буквально говоря: "Даже и не думай получить мои денежки на эту чушь, только через мой труп". Последовав мудрому совету папеньки, молодой Франкенштейн немного "модифицирует" одно из ружей отца, в результате чего тот вскоре погибает от "несчастного случая" на охоте. Что ж, теперь у Виктора развязаны руки, и он едет учиться в Вену, где, впрочем, не оставляет своих увлечений женских полом, "побеждая" женщин направо и налево. Из Вены он вскоре возвращается на каникулы в свой родовой замок, привезя с собой кучу оборудования и коллегу по обучению, с которым он намеревался проводить эксперименты по оживлению мертвой плоти и созданию новой жизни. Возвращаться в Вену Виктор не собирался, в то время как его коллега был явно не готов поностью посвятить себя экспериментам над частями тел недавно умерших людей. Когда, по его мнению, дела "зашли слишком далеко", он угрожает Франкенштейну рассказать о его экспериментах общественности, и тогда недрогнувшей рукой Виктор отправляет своего коллегу на тот свет, рационализаторски отделив от трупа нужные ему части. И вот вскоре появляется на свет его творение, буквально сотканный из кусков трупов великан (которого "играет" легендарный Дарт Вэйдер, точнее, исполнявший его роль атлет Дэвид Праус (David Prowse) - через два года он вернется на большие экраны в облике "чудовища Франкенштейна" еще раз, в последнем хаммеровском фильме об ученом под названием "Франкенштейн И Монстр Из Ада" (Frankenstein and the Monster from Hell (1974))), однако с поврежденным мозгом (классическая история в этом аспекте не изменена - иначе не было бы интриги ;)). Разумеется, монстр вырывается на свободу и идет крушить местных жителей, но Франкенштейну удается его найти и "приручить", после чего он использует свое создание для того, чтобы "убрать" всех свидетелей своей "научной деятельности", которых, между тем, становится все больше и больше...

Абсолютно очевидно, что авторы решили отойти в этом фильме от относительной серьезности предыдущих картин сериала и добавить в ленту чернейшего юмора и самоиронии, сделав Франкенштейна форменным социопатом, но не без гениальности :) При этом актеры "разошлись" в этом фильме, что называется, "вовсю", и явно видно, что буквально всех участников постановки "прет" от того, что они делают на экране. Ральф Бэйтс безумно хорош в роли эксцентричного убийцы-психопата Виктора Франкенштейна, который с легкостью решает все свои проблемы лишь одним способом - убийством, но при этом не чужд и здорового прагматизма, как любой великий ученый, разумеется. Пышногрудая красавица Кейт О'Мара великолепна в роли "шлюшковатой" служанки Виктора Алис, которая ничего, кроме постельных дел, за свою жизнь не освоила, а к плите ее уж лучше и вообще не подпускать. При этом Алис себе на уме, и аккуратно "сечет" все, чем занимается доктор Франкенштейн, чтобы впоследствии иметь возможность его шантажировать ("wrong move", как сказали бы англичане...). Ну, а Вероника Карлсон (кстати говоря, в реальной жизни - отличная и довольно известная в Англии художница) замечательна в образе грустной провинциальной красавицы, без ума влюбленной в холодного и расчетливого Виктора Франкенштейна, которому ее чувства, впрочем, абсолютно безразличны и который видит в ней лишь "заместительницу" служанки Алис, которую он уже давно собирается "отправить на покой".

Режиссура Джимми Сангстера под стать актерской игре - он явно строит многие сцены таким образом, чтобы создать комический эффект, но как профессиональный сценарист, тем не менее, рассказывает всю историю целиком внятно и вразумительно, ну, а концовку фильма нужно обязательно смотреть самому - ТАК многочисленные ленты про Франкенштейна еще явно никогда не кончались :)

Фильм был снят задешево и быстро, но так как на Hammer Studios всегда работали профессионалы, то при просмотре картины этого практически не заметно. Кэмповый дух - да, жесткая ирония и сарказм - конечно, это все есть и хорошо видно, но так и задумывалось, а "низкобюджетья" и не видно вовсе, что, конечно же, большой плюс создателям. Фильм этот в Англии был принят зрителями и критиками очень вяло, ну, а в Штатах и вовсе шел в связке (два фильма по цене одного! - крутое предложение ;)) со "Шрамами Дракулы", другим хаммеровским аутсайдером. И впринципе, причины негативного приема этой ленты публикой того времени понятны - не готов был еще народ воспринимать неприкрытый сарказм и издевательство над классическими произведениями на большом экране, в то время как сейчас это вроде как и норма жизни, да к тому же и к многочисленным direct-to-video трэш-шедеврам, у создателей которых нет буквально ничего святого и которые не ограниченны никакими общественными и моральными рамками (ну кроме бюджетных, разумеется), современная публика давно привыкла :) Одним словом, не оценили эту ленту в свое время по достоинству, а ведь картина эта очень и очень неплоха, во всяком случае, она наголову лучше того же "Влечения К Вампиру", поставленного Сангстером год спустя. "Ужас Франкенштейна" - это фильм для истинных ценителей кэмповой классики и одного из первых представителей кино по мотивам классических произведений, но с огромной фигой в кармане... Наслаждайтесь! ;)