Творческий тандем братьев Авати (в котором Пупи - режиссер, а Антонио - продюсер) без устали работает уже больше тридцати лет и до сих пор является серьезной силой в итальянском кино. Начав работать совместно в начале семидесятых, братья знали как взлеты, так и падения, и после очередного такого падения - провала их крупнобюджетной музыкальной комедии "Борделла" (Bordella (1976)), Антонио Авати вспомнил про сценарий (уже лет шесть пылившийся в его комоде), который мог бы стать идеальным кандидатом для недорогой реализации. Пригласив в соавторы для правки сценария двух своих обычных "подельников" - Джианни Кавина и Маурицио Констанцо (Gianni Cavina, Maurizio Costanzo), - братья Авати довольно быстро довели свою первоначальную идею "до ума" и летом 1976-го года приступили к съемкам в небольшой итальянской деревушке. По сути дела, это был чуть ли не "семейный" проект, потому что от начала и до конца над фильмом работало всего 12 человек (в то время как команда любого проекта "средней руки" начиналась человек с пятидесяти...), которые исполняли во время съемок кучу обязанностей (к примеру, Антонио Авати помимо продюсирования помогал также костюмеру, специалисту по спецэффектам и "по мелочи" появлялся в кадре, изображая проходящие тени :)). На главные роли в картине братья пригласили своих хороших друзей-актеров, которые также были не прочь провести часть лета в итальянской деревушке, с удовольствием снимаясь в недорогой, но интересной продукции. Такой семейный подход, надо сказать, себя полностью оправдал, ибо в результате получилось очень добротное и интересное кино, сделавшее к тому же неплохие деньги в прокате.

Молодой специалист по реставрации фресок, Стефано, по приглашению местного мэра приезжает в одну из итальянских деревень, где в небольшой церкви ему предстоит восстановить фреску сумасшедшего местного художника, изображающую страдания Святого Себастьяна. Поразившись натуралистичности живописания смертельных страданий святого, Стефано ознакомился и с другими работами местной знаменитости, на которых он не нашел ничего, кроме страданий и смерти. Деревенские жители, прознавшие про его работу, вели себя с ним замкнуто, а вскоре Стефано стал получать телефонные звонки, в которых зловещий сиплый голос советовал ему не трогать фреску и убираться из деревни. Было очевидно, что местные жители скрывают некую страшную тайну, относящуюся к личности художника и его работам, и правда оказалась шокирующей почище любого кошмара - свои шедевры страданий и смерти художник писал с натуры...

Довольно минималистичными изобразительными средствами Пупи Авати удалось достичь эффектной атмосферы некой жуткой тайны, которую вынуждены носить в себе все без исключения жители деревни, и неясной угрозы, постоянно преследующей Стефано. Многие эпизоды этого фильма идеально эксплуатируют универсальные человеческие страхи, как-то: боязнь темных пустых помещений старого дома, страх встретиться лицом к лицу с давно умершим художником (никто не видел момента его смерти - может, он жив и до сих пор?), жуткая тайна, разгадка которой может стоить человеку жизни и прочее. В лучших традициях самобытных итальянских триллеров, по ходу действия этого фильма зрителю подкладывают немало сюжетных сюрпризов, а концовка и вообще поразит многих, даже "видавших виды" поклонников джиалло, так что несмотря на довольно неторопливое развитие событий, зрительский интерес к картине не ослабевает, постоянно подогреваемый интересными сценарными ходами. Помимо грамотной режиссуры Авати, который с блеском показал свои способности к нагнетанию таинственной атмосферы и саспенса, в фильме присутствует очень грустная, красивая музыка и прекрасная игра актеров. Особенно это касается исполнителя роли Стефано, Лино Каполиччо, который "в шкуре" своего персонажа выглядит очень убедительно, хотя не подкачали и актеры второго плана, лучшим из которых я бы назвал Джанни Кавина, исполнителя роли Копполы, деревенского пьянчужки "себе на уме".

Как уже отмечалось выше, лента сделала в прокате весьма приличную кассу, причем не за счет массированной маркетинговой кампании, а благодаря людским рекомендациям, когда посмотревшие картину активно советовали сходить на фильм своим друзьям и знакомым. Уже тогда "Дом Со Смеющимися Окнами" приобрел некое подобие культа, который с годами лишь усиливался благодаря редким показам по ТВ и видеобутлегам. На сегодняшний день можно смело констатировать тот факт, что эта лента, не особенно известная за пределами Европы (ибо в Штатах до марта 2003-го года не было ни одного официального издания фильма!), является одной из жемчужин среди культовых итальянских джиалло середины семидесятых, ибо фильм практически не имеет недостатков и еще бы чуть-чуть - и его можно было бы назвать шедевром. Шедевр - скорее нет; но то, что это настоящий культ - вне всяких сомнений, поэтому у поклонников такого рода кино эта лента должна красоваться на полке обязательно. Что же касается более широкой аудитории, то и ей было бы неплохо ознакомиться с одним из лучших представителей жанрового итальянского кинематографа середины семидесятых...