В 1931 году режиссер Тод Браунинг снял на студии Universal Puctures фильм «Дракула» (Dracula,1931) с легендарным Бэлой Лугоши в роли вампира. Фильм имел ошеломительный успех у публики и сделал звездой венгерского эмигранта Лугоши, который до конца жизни таки не смог избавиться от амплуа злодеев, играя на экране преимущественно вампиров. Воодушевленная таким поворотом дел студия Universal решила продолжать разрабатывать золотоносную «монструозную» жилу. Так, в 30-х – 50-х годах на экраны выходит целая серия ужасов от Universal на классические сюжеты: «Франкенштейн» (Frankenstein, 1931), «Мумия» (The Mummy,1932), «Человек-невидимка» (The Invisible Man,1933), «Черный кот» (The Black Cat, 1934), «Оборотень» (The Wolf Man, 1941), «Чудовище из Черной Лагуны» (Creature from the Black Lagoon,1954). А когда и монстры, и сюжеты исчерпали себя, ушлые киношники тут же переключились на различные вариации тех же героев. В 1935 на экраны вышли «Невеста Франкенштейна» (The Bride of Frankenstein, 1935), «Знак вампира» (Mark of the vampire, 1935). Затем «Дочь Дракулы» ( Dracula’s Dаughter, 1936) и «Сын Франкенштейна» (Son of Frankenstein, 1939). Сороковые годы ознаменовались появлением на экранах фильмов «Рука мумии» (The Mummy’s Hand, 1940), «Могила мумии» (The Mummy’s Tomb, 1942), «Призрак мумии» (The Mummy’s Ghost, 1944), «Проклятие мумии» (The Mummy’s Curse, 1944). Прочие франшизы Universal также не обошла вниманием: «Возвращение человека-невидимки» (The Invisible Man Returns, 1940), «Женщина-невидимка» (The Invisible Woman, 1940), в годы войны на злобу дня гитлеровцев крушил «Агент-невидимка» (The Invisible Agent, 1942), а в 44-м невидимка вновь вернулся на экраны в фильме «Месть человека-невидимки» (The Invisible Man’s Revenge, 1944). А когда и в этих бесконечных клонах фантазия сценаристов исчерпала себя, был сделан новый тактический ход: в одном фильме сталкивались между собой раскрученные персонажи. В 1943-м году на экранах появился первый такой гибрид – фильм режиссера Роя Уильяма Найла «Франкенштейн встречает человека-волка» (Frankenstein meets the Wolf Man, 1943). Следующим стал «Дом Франкенштейна» (House of Frankenstein,1944) Эрла Кентона, где к парочке злодеев из предыдущего фильма добавился граф Дракула в исполнении Джона Кэрридайна. Оборотня традиционно исполнил актер с очень специфическими чертами лица Лон Чейни Младший, а чудовище Франкенштейна – Гленн Стрейндж. Интересно, что коронный исполнитель роли чудовища – Борис Карлофф – отказался сыграть Существо в «Доме Франкенштейна», так как к тому времени актеру стукнуло 57 лет, и носить грим чудовища весом в 25 с лишним килограммов ему было тяжеловато. Правда Карлофф почтил-таки своим присутствием этот фильм, сыграв роль безумного ученого доктора Найманна, который оживляет всю команду уродов.

В следующем году Universal выпускает новый фильм того же режиссера, с практически тем же актерским составом. «Замок Дракулы» или, более точный перевод, «Дом Дракулы» был снят в то время, когда серия «монстров от Universal» практически исчерпала себя. Сам по себе Дракула уже не мог вытащить на себе весь фильм, поэтому на помощь ему были призваны Человек-Волк и Существо Франкенштейна.

Действие фильма, судя по малопонятным надписям вывесок и псевдославянским костюмам массовки, видимо, происходит где-то в румыно-венгерской глубинке. Доктор Эдельман – известный психиатр. Вот уже несколько лет он трудится над революционным открытием – выращивает чудо-плесень, сыворотка из которой сможет творить чудеса медицины. В частности, исправлять врожденные физические уродства. Первой кандидаткой на выздоровление в списке Эдельмана значится его преданная ассистентка Нина, которую обидела природа, наградив симпатичную девушку горбом. Но однажды к доктору на прием пришел таинственный пациент, назвавшийся бароном Латосом. Как выясняется позже, это сам граф Дракула, которому «до смерти» :) надоела его вампирская сущность, и он хочет стать таким, как все обычные люди. Доктор соглашается на эксперимент с необычным пациентом, возлагая большие надежды на все ту же чудо- плесень. Но это еще не все сюрпризы. Вскоре в клинике появляется еще один странный визитер – мистер Лоренс Тальбот, вервольф. Ему тоже нужна помощь. Не веря в возможность исцеления, оборотень прыгает со скалы в море. Доктор Эдельман, памятуя о том, что скала, на которой стоит клиника, испещрена подземными ходами, решает обследовать пещеры в надежде, что Тальбот смог выжить. Интуиция его не подвела, в подземелье он действительно обнаруживает живого и невредимого Тальбота а заодно, и прекрасно сохранившегося чудовище Франкенштейна, который находится в глубокой коме. Между тем, граф Дракула времени даром не терял. Как оказалось, лечение от вампиризма для него лишь предлог для того, чтобы заполучить прекрасную Милицу – еще одну помощницу Эдельмана. Эдельман уничтожает графа, но тот успел перед гибелью его укусить. Процесс превращения в вампира необратим. И вот уже подчиненный злыми силами Эдельман пытается воскресить чудовище Франкенштейна, чтобы заполучить в свои руки власть над людьми.

Любой конвейер не идет на пользу искусству. Даже когда в процесс вовлечены лучшие силы. Так получилось и с «Замком Дракулы». Студия Universal создавала свою «коллекцию монстров» практически без передышки. Одни и те же актеры кочевали из фильма в фильм и играли практически одних и тех же персонажей. В целях экономии времени упрощались сценарии и костюмы, экономились средства на декорации, а сюжетные линии повторялись. В частности, сцена, в которой чудовище Франкенштейна погибает в горящей лаборатории, практически полностью повторяет финал более раннего фильма все того же Эрла Кентона «Призрак Франкенштейна» (The Ghost of Frankenstein, 1942). А в видениях Гленна Стрейнджа, который сыграл монстра Франкенштейна в «Замке Дракулы», можно наблюдать кадры из фильма «Невеста Франкенштейна» (The Bride of Frankenstein, 1935), где в роли Чудовища блистал Борис Карлофф.

Впрочем, есть в «Замке Дракулы» и ряд несомненных преимуществ. Скажем, знаменитая сцена с Джоном Кэрридайном, где Дракула пытается напасть на героиню, играющую на фортепиано. Он уже было схватил свою жертву, но вампира отпугнул крест, висящий на шее. Впоследствии эта сцена была десятки раз процитирована во многих более поздних фильмах о вампирах. Кроме того, для некоторых актеров именно участие в «Замке Дракулы» стало ключевым моментом в кинобиографии. Сетевой ресурс IMDb, в частности, отмечает, что самый запоминающийся образ актрисы Джейн Адамс – это «вызывающая симпатию горбатая медсестра Нина из «Замка Дракулы». Особо выделен этот фильм и в фильмографии Марты О’Дрисколл. Цитата оттуда же: «Она блистала в паре вестернов, сыграв вместе с такими звездами жанра, как Тим Холт, а кроме того, ей пришлось столкнуться с Оборотнем, Дракулой и Чудовищем Франкенштейна в ее наиболее известном фильме ужасов «Замок Дракулы».

Что же касается ветеранов хоррор-жанра Лона Чейни и Джона Кэрридайна, то для них «Замок Дракулы» - не более чем проходной фильм, каких в фильмографиях обоих насчитываются десятки. Кстати, Кэрридайн за свою долгую жизнь сыграл более чем в 80 (!) фильмах ужасов. А по числу ролей вампиров, которых ему довелось воплотить на экраны, его смог обогнать только Кристофер Ли.

Режиссер фильма Эрл Си Кентон в основном специализировался на производстве комедий. Что не помешало ему создать несколько запоминающихся фильмов ужасов. Критики, кроме «Замка Дракулы», обычно выделяют «Замок Франкенштейна» (The House of Frankenstein,1942) и классический, небывало смелый для своего времени (в основном из-за сексуальной полуобнаженной красотки Кэтлин Барк, сыгравшей Лоту – Женщину-Пантеру) «Остров пропащих душ» (The Island of Lost Souls, 1935) – одна из самых ранних вольных экранизаций романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро».

В наши дни «Замок Дракулы» вряд ли представляет интерес для зрителя, разве что для поклонников черно-белых ретро-ужастиков. Ведь эпоха, когда зритель пугался фильмов о вампирах, в котором не пролилась ни одна капля крови и ни один клык не был показан – ушла в безвозвратное прошлое…