Уильям Касл (William Castle) - легендарный американский постановщик ужасов 50-60х годов, прославившийся даже не столько самими постановками (хотя среди них было немало реальных хитов проката), сколько эксцентричными маркетинговыми и рекламными кампаниями своих фильмов. (Наиболее экстравагантными были раздача страховок на сеансах фильма "Макабр" (Macabre (1958)) на тот случай, если зритель умрет от ужаса во время просмотра; скелет, пролетающий над головами зрителей в самые "ответственные" моменты фильма "Дом На Холме Призраков" (House on Haunted Hill (1958)); слабые электрические разряды, подающиеся на кресла в зрительном зале (превращая их тем самым в эдакие мини-электрические стулья) в некоторые моменты фильма "The Tingler" (1959); ну и, пожалуй, последняя из самых известных и экстравагантных кампаний - раздача специальных очков, с помощью которых можно было увидеть "невидимых" привидений в фильме "Тринадцать Призраков" (13 Ghosts (1960)). За свою долгую кинематографическую карьеру Касл успел снять порядка шестидесяти фильмов, однако поистине культовый статус завоевали всего лишь несколько из них. И вот в конце девяностых годов известные голливудские продюсеры Роберт Земекис и Джоэль Сильвер (Robert Zemeckis и Joel Silver) неожиданно вспомнили о великом наследии Уильяма Касла и недолго думая решили основать производственную контору под "говорящим" названием "Dark Castle Entertainment", которая будет заниматься исключительно производством римейков самых известных и успешных фильмов Касла. Собственно, современная версия "Дома На Холме Призраков" пятьдесят восьмого года - того, где пролетал скелет - и стала первым фильмом новообразованной компании, увидевшем свет под Хэлловин 1999 года. Еще через два года за ним последовала новая версия "Тринадцати Призраков", ну, а в производстве на данный момент (2002 год) находятся еще две картины - новые версии "Макабра" и "Корабля-Призрака" (Macabre, Ghost Ship).

Итак, каковым оказался "первый блин" новоиспеченной компании таких грандов голливудского "фильмостроения", как Земекис и Ко? Ответ на данный - весьма, надо сказать, животрепещущий - вопрос лично я даю положительный - первый блин оказался совсем не комом. И сейчас я объясню почему. Вообще, идея, стоящая за этим проектом, является весьма актуальной на сегодняшний день, ибо весь жанр ужасов (я имею в виду "настоящие" ужасы, а не бескровные тинейджерские страшилки) в девяностых годах переживал не лучшие свои времена. (Сейчас ситуация стала выправляться, но все же она еще пока далека от идеала.) И вместо того, чтобы изобретать велосипед, вполне логично было бы обратиться к славному наследию прошлого - в данном случае в лице Уильяма Касла - и вдохнуть новую жизнь в былые шедевры с помощью современных кинотехнологий, ведь в настоящее время просмотр дешевых черно-белых ужасов пятидесятых- шестидесятых годов ничего, кроме здорового смеха, уже не вызывает. Чтобы напугать современного зрителя, уже недостаточно скелетов на веревочках и безумно округленных глаз симпатичной героини, истошно вопящей при виде явно бутафорской отрубленной головы. Современного зрителя такими трюками уже не испугаешь, но пугаться ему по-прежнему хочется, и на самом-то деле напугать его нетрудно, просто кинематографические способы и приемы для этого заметно изменились.

Для "осовременивания" черно-белой классики был приглашен Уильям Мэлон, в свое время поставивший научно-фантастический трэш "Создание" (Creature (1985)) и приложивший руку к телевизионным сериалам "Кошмары Фредди" и "Байки Из Склепа" (Freddy's Nightmares (1988), Tales from the Crypt (1989)). На постановку ему был выделен весьма немалый для подобных проектов бюджет в 19 миллионов долларов и предоставлена полная творческая свобода, которую он тут же использовал для кастинга культового актера Джеффри Комбза (Jeffrey Combs) на роль сумасшедшего доктора-садиста Ваннакута (Dr. Richard Benjamin Vannacutt). Вообще, надо сказать, что подбор актеров для фильма произведен очень хорошо, и помимо Комбза, у которого пусть и заметная, и важная, но все-таки очень небольшая роль, в фильме особено выделяются Джеффри Раш и красавица Фамке Янсен. Джеффри Раш - ну просто вылитый Винсент Прайс (Vincent Price), исполнитель роли эксцентричного устроителя "мероприятия" в оригинальной версии, и чтобы еще больше подчеркнуть это, авторы назвали персонажа Раша - Стивен Прайс (Steven H. Price) :) Фамке Янсен же - просто идеальная кандидатура на роль холодных красавиц, которые тем не менее себе на уме и всегда разыгрывают собственную партию...

Но что-то я отвлекся. Пожалуй, стоит сказать несколько слов о сюжете. Итак, на вечеринку по случаю дня рождения собственной нелюбимой супруги эксцентричный миллионер, владелец нескольких крупных парков развлечений Стивен Прайс, приглашает пятерых гостей. Но местом проведения "тусовки" служит мрачное монументальное здание на вершине холма, ныне заброшенное, а в середине тридцатых годов прошлого века служившее в качестве психбольницы для особо опасных криминальных сумасшедших. После того, как в этой клинике случился бунт, во время которого погиб весь медперсонал и немало пациентов, здание забросили, и больше там никто не жил. И вот в такое место съехались восемь человек (пятеро приглашенных гостей, нынешний владелец здания, Стивен Прайс, и, собственно, виновница "торжества", его жена Эвелин), чтобы принять участие в увлекательном мероприятии, которое придумал для них Прайс. Смысл его заключается в том, что каждый из приглашенных гостей получит чек на миллион долларов (в оригинале это было десять тысяч - оцените инфляцию ;)) при условии, что они проведут целую ночь внутри этого дома. При этом сразу же говорится, что некоторые могут и не дожить до утра - тогда их долю денег получают выжившие... Звучит как зловещая шутка, таковой она и являлась, но лишь до тех пор, пока в игру не вступил сам дом...

Надо сказать, что фильм на всем своем протяжении держит зрителей в недоуменном напряжении. Сначала многие персонажи разыгрывают свои собственные карты и непонятно, являются ли происходящие события подстроенными трюками известного специалиста по искуственным "пугалкам" эксцентричного Стивена Прайса, или же в доме на самом деле происходит что-то необычное, к чему Прайс абсолютно никакого отношения не имеет, хотя в это весьма трудно поверить, зная, что он является устроителем всего мероприятия. Однако по ходу фильма начинаешь понимать, что все намного, намного запутаннее, и что события, на первый взгляд казавшиеся очевидными, начинают приобретать совсем иной, зловещий смысл... А может, все-таки все дело в зловещем доме, как думает его хозяин? Посмотрите, и сами все узнаете...

Скажу сразу, этот фильм снят абсолютно серьезно, без тени модной постмодернистской иронии "Криков" и иже с ними, и с явной целью по-настоящему напугать зрителя. То есть именно так, как и снимался в свое время оригинал, имевший целью заставить зрителя кричать от страха. От страха в новой версии вряд ли кто закричит, но то, что авторам удалось создать весьма мрачную, депрессивную и по-настоящему неуютную, нервную атмосферу - это бесспорно. Более того, в фильме есть и откровенно страшные, жуткие моменты, когда мурашки начинают противно бежать по коже... То есть на этом уровне фильм работает великолепно, постепенно нагоняя нужную атмосферу и грамотно используя проверенную временем мрачную больничную эстетику безумия и смерти. И хотя по своей сути, все действующие персонажи достаточно клишированы, актеры исполняют свои роли вполне убедительно, а некоторые так и просто очень хорошо - Джефри Раш великолепен в роли Прайса, Фамке Янсен красива и коварна, себе на уме, а Джеффри Комбз восхитителен в роли безумного доктора, впрочем, как и всегда. Что касается технических аспектов картины, то тут все также выполнено на высшем уровне - работа оператора великолепна, а спецэффекты, что называется, к месту и весьма реалистичны. Звуковое сопровождение ленты - это касается как музыки, так и вообще работы со звуком (эмбиентные шумы, скрипы, низкочастотные эффекты и т.п.) - также на самом высоком уровне и, как это и положено в таких фильмах, звук сильно помогает нагнетать нужную атмосферу страха и паники.

В прокате фильм не стал мегаблокбастером, но бюджет свой отбил, собрав по Штатам в общей сложности порядка сорока миллионов долларов, что для подобного кино является не просто "неплохим результатом", а настоящим успехом. И хотя существуют разные мнения насчет того, является ли данный римейк лучше оригинала или проигрывает ему, мое мнение таково: хотя для сегодняшнего дня ценность этой картины намного меньше, чем она была в 58 году для оригинала, все же сейчас это один из самых успешных и грамотных представителей "настоящих" ужасов, недостаток которых мы испытывали вот уже чуть ли не десять лет, и уже благодаря этому данный фильм выделяется из числа современной продукции. Его создатели не желают плясать на костях жанра, наоборот, они всеми силами стараются жанр ужасов возродить, и одно лишь это достойно глубочайшего уважения и поддержки. Одним словом - это весьма достойная работа, заслуживающая самой высокой похвалы, хотя и не шедевр. Любителям жанра рекомендуется.