Некоторые современные жанровые режиссеры активно ностальгируют по "золотому периоду" хоррора семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века, хотя сами они, зачастую, либо вообще тогда еще не родились, либо были еще очень маленькими, чтобы посмотреть все эти ленты на большом экране. Вот и Ти Вэст, родившийся 5 октября 1980-го года, решил отдать дань уважения этому периоду, и меньше чем за миллион в 2008-м году снял свой "хоррор восьмидесятых" на 16 миллиметровую пленку и с камео нескольких культовых персонажей. А именно Мэри Воронов, Тома Нунена и Ди Уоллес (Dee Wallace) в микроскопической роли риэлторши :)

Молодую студентку Саманту окончательно достала ее соседка по комнате в общаге и она решила снять себе отдельное жилье, вот только денег у нее на это не было. Увидев объявление о том, что ищется няня, она позвонила по указанному телефону и приехала с подругой ночью в загородный дом к мистеру Ульману, который извинился и рассказал, что на самом деле сидеть девушке придется не с ребенком, а с его престарелой матерью. Которая проблем ей никаких не доставит, а оплата будет чрезмерно щедрой. Что явно выглядело слишком круто, чтобы быть правдой. Но так как девушке нужны были деньги, то она согласилась, и вскоре убедилась, что просто так четыреста бакинских за несколько часов работы действительно никто не платит... ;)

Особенно в начале восьмидесятых, когда Америку захлестнула массовая истерия по поводу сатанинских культов, на событиях которой, якобы, и основан этот фильм. На самом же деле он основан на стилистике, расхожих сюжетах (молодая нянька одна в доме) и технических приемах мэйнстримового хоррора того периода, которые явно талантливый Ти Вэст использует очень грамотно. Настолько, что если не знать год выхода фильма, то создается стопроцентное ощущение жанровой ленты из восьмидесятых, потому что все стилизовано исключительно хорошо, включая наряды и прически главных героев, а также мелкие детали быта тех лет, вроде популярного тогда седана Volvo 240 и громадного по нынешним меркам "компактного" Волкмана (Sony Walkman), на котором играются песенки группы "The Fixx". А еще фильм открывается начальными титрами с характерным желтым шрифтом на фоне стопкадров, чего в современном кино, как вы понимаете, уже давно нет, ведь нынче модно вообще не иметь в начале никаких титров, даже название ленты в начале и то уже относительная редкость и чуть ли не моветон ;) Равно как и использование камерного "зума", которое давно уже заменили на плавные наезды тележки.

Что же касается тематики ленты и фишки с "основано на реальных событиях", то от этого современные киношники еще не отказались, да и "сатанинских слэшеров" до сих пор выходит немало, только сняты они по-другому. Намного более динамично и кроваво, в то время как это кино снято в лучших традициях классических лент, которым оно подражает - с долгим "подводом" к развязке, неторопливым саспенсом и лишь несколькими действительно кровавыми моментами. "Дом Дьявола", при этом, является классическим "фильмом одного актера", в данном случае молодой актрисы Джоселин Донахью, персонажу которой отведено 90% экранного времени, в то время как ее культовые коллеги и небольшое количество других актеров играют лишь "на подхвате". И надо отдать девушке должное, справляется она со своей задачей достойно. В этом фильме вообще все отработали очень достойно, начиная от действительно хороших и нескольких культовых актеров и заканчивая реквизитором, которому удалось воспроизвести восьмидесятые с поразительной точностью. А Ти Вэст заслуживает этим фильмом отдельной похвалы, ибо он не только грамотно режиссировал, но еще написал сценарий и смонтировал свое упражнение в стиле, которое действительно оказалось очень похожим на ленты, из которых он черпал свое вдохновение.

Вопрос только в том, зачем в 2008-м году снимать новые фильмы в стилистике восьмидесятых, когда в самих восьмидесятых этих лент были насняты горы, и многим, я думаю, всей жизни не хватит, чтобы даже половину из них пересмотреть :) Вопрос этот, конечно, риторический, и каждый на него ответит по-своему. Ти Вэст вот, например, даже снял фильм... ;) Который, кстати говоря, получил две награды и четыре номинации на шести жанровых фестивалях, а также ограниченный (7 экранов) прокат в Штатах, с которого собрал не бог весть какие сто тысяч. Ведь основной бизнес лента, разумеется, сделала на VOD и видео, для которого, в общем то, и снималась, что дистрибьютор еще раз подчеркнул, выпустив промокопии фильма ограниченным тиражом на VHS в огромных ярких коробках из золотой эпохи видеопрокатов ;) Посмотреть картину всем обязательно стоит, хотя бы ради того, чтобы увидеть, как с небольшим бюджетом, но с большим желанием, талантом и хорошими актерами можно перенестись в восьмидесятые, даже не имея в своем распоряжении DeLorean доктора Эммета Брауна (Dr. Emmett "Doc" Brown)... ;)