Известный американский рок-музыкант Роб Зомби всегда был большим поклонником и знатоком cult/horror/exploitation кино, причем не только своего родного, американского, но и европейского. Такие имена, как Тоб Хупер, Лючио Фульчи, Дарио Ардженто или, к примеру, Джордж Ромеро были для Роба не пустым звуком, а ласкали его слух и взгляд дивными картинами экстремального насилия, садистскими убийствами и нечеловеческими воплями несчастных жертв. Однако ситуация с подобного рода фильмами в американском кинематографе 90-х Роба (равно как и всех остальных horror-фанатов) отнюдь не радовала, и, будучи не просто поклонником подобного рода кино, но и человеком довольно влиятельным в мире "большого шоу-бизнеса", Зомби решил исправить ситуацию собственноручно, для чего в срочном порядке засел за написание сценария. Было это в далеком 1999-м году. Довольно скоро сценарий, озаглавленный "Дом Тысячи Трупов", был готов, и следующий шаг Зомби был вполне логичным - он отнес свеженаписанный манускрипт исполнительным директорам Universal Studios. Почему именно туда? Да потому, что музыкальный проект Зомби издавался на подразделении Universal "Geffen Records", и так как руководство студии знало, что на Робе вполне можно "варить бабло", шансы на реализацию его кинематографического дебюта возрастали многократно. Так оно и случилось - студия прочла и одобрила сценарий и выделила Робу на постановку семь миллионов долларов, бюджет довольно скромный, зато гарантировавший Зомби полную творческую свободу - что ему и было надо. Работа закипела, и "кипела" она довольно активно, после чего в середине двухтысячного года довольный своим детищем Зомби пригласил руководство Universal на тестовый просмотр своего фильма..., с которого топ-менеджеры корпорации вышли с осунувшимися и мрачно-непробиваемыми лицами. Не спасли положение и многочисленные "порезы", которые Роб сделал в попытке угодить кино-боссам, и в начале 2001 года одна из руководителей студии, Стэйси Снайдер (Stacey Snider), официально заявила прессе, что фильм Роба в кинопрокат Universal выпущен не будет по причинам вполне очевидным - лента оказалась настолько "садистски-извращенной", что студия не захотела ставить свой лейбл на эту продукцию, скрывшись за формальными "отмазками", что "даже сильно порезанный фильм не получит рейтинга ниже NC-17, что сделает для нас маркетинг и дистрибуцию фильма невозможным". Милостиво разрешив Робу полностью выкупить права на фильм, Universal избавилась от "неудобной" ленты в своем каталоге, а у Зомби оказалась на руках картина, для которой он активно стал искать театрального дистрибьютора, попутно подогревая интерес фэнов и всячески рекламируя фильм на своих концертах путем показа видеонарезки из оного. В конечном итоге, после почти года поисков, на горизонте "нарисовалась" студия MGM, выразившая желание приобрести права на фильм и организовать его театральную дистрибуцию при условии, что Зомби "дорежет" фильм до "приемлемого" рейтинга R. MGM дала денег, и Роб снова засел в монтажной, урезая потоки насилия до рамок "приемлемого" рейтинга, и в конечном итоге через месяц он предоставил версию картины, которая прошла сертификацию, но... Но MGM все же отказалась от своих первоначальных планов, и Роб снова остался ни с чем, равно как и фэны, которые уже, если честно, просто устали ждать выхода фильма. Казалось бы, уже все, жизнь кончена, фильм никогда не увидит темных залов американских кинотеатров, и пора перестать надеяться на свет в конце туннеля и пускать картину прямиком на видео... Но тут, как черт из табакерки, появился "независимый мейджор" из Канады, студия Lions Gate's Films, которая предложила Робу контракт на реальную театральную дистрибуцию его картины с последующим выходом оной на видео. Причем контракт предусматривал такие условия: в кино будет "крутиться" порезанная "R-версия", а на видео пойдет "Unrated Director's Cut". Такие условия Роба более чем устраивали, и весной 2003-го года фильм наконец-то появился на американских (и некоторых мировых) киноэкранах, собрав за свой прокатный период довольно неплохие для такого рода кино деньги - более двенадцати миллионов долларов.

Так, выяснив непростые перипетии создания ленты, пора рассказать немного и о самом кино, сюжет которого таков: 30 Октября 1977-го года. Американская глубинка. Четверо тинейджеров в машине (две пары, мальчик-девочка, разумеется ;)) заезжают ночью на захолустную стоянку заправиться бензином, а заодно и прокатиться по "галерее ужасов" капитана Сполдинга, неприятного старикашки с гнилыми желтыми зубами и в гриме разлагающегося клоуна, который рассказывает и показывает леденящие душу события из жизни знаменитых маньяков-убийц. Одного из парней сильно "проперла" история про местного маньяка по прозвищу "Доктор Сатана", который якобы вскрывал заживо пациентов местной психиатрической клиники и которого повесили в лесу неподалеку. Попросив капитана Сполдинга нарисовать план проезда к месту повешения "доктора Сатаны", ребята отправились ночью под дождем к этому месту, по дороге прихватив симпатичную "country-girl" попутчицу, которой ехать было как раз по пути. По дороге у машины спустило колесо (не без посторонней помощи), и симпатичная попутчица пригласила молодых людей к себе домой в гости, пока ее брат не отбуксирует машину и не поставит "запаску". Горе-путешественники согласились, и это оказалось их последним необдуманным решением в этой жизни...

Во время просмотра этого фильма у настоящего поклонника exploitation horror'a душа просто безумно радуется, ибо Роб выполнил свою "домашнюю работу" на «отлично»! Самые очевидные параллели в этом кино проведены, конечно же, с классической "Резней Бензопилой По-Техасски" (The Texas Chain Saw Massacre (1974)) Тоба Хупера, но в общем и целом это просто очень грамотная компиляция большинства тем и сюжетных ходов exploitation horror'a семидесятых и самого начала восьмидесятых годов прошлого века, когда кинематографисты уделяли внимание не "развитию характеров" и не "сюжетной целостности произведения", а безостановочной резне всех без исключения персонажей в как можно более брутальных и кроваво-натуралистических подробностях. Собственно говоря, именно такой фильм мы и имеем в лице "Дома Тысячи Трупов" - сюжет тут исключительно утилитарен и служит лишь одному - дать "формальный" повод для показа кровавой вакханалии безостановочной резни и клинического безумия в обрамлении декораций опустившейся быдловской фермерской глубинки и ее дегенеративных обитателей. Даже с "приемлемым" рейтингом R уровень насилия и безумия тут зашкаливает за все рамки, а жестокий цинизм, чернейший юмор и явный антиамериканизм (чего только стоят рассуждения одного из "маньяков" на тему его собственного, личного нонконформизма и тлетворного влияния американского общества потребления на человека...) фильма заставляет серьезно уважать Роба Зомби, который не побоялся остаться поистине независимым кинематографистом в ванильном мире "политкорректности и корпоративного стандарта"! А уж оригинальный "непорезанный" вариант картины так и вообще должен сбивать с ног наповал, ведь чтобы добиться R-рейтинга, Робу пришлось сократить ленту аж на 20 минут!

Помимо культурной ценности данной ленты для сердца любого "знающего человека" (читай, поклонника культа и хоррора), фильм на самом деле очень хорошо снят, чего многие от Зомби не ожидали. На всем своем протяжении картина использует множество различных стилистических приемов, среди которых самый эффектный split-screen (когда два параллельно развивающихся действия показываются на экране одновременно на правой и левой его половине) и различные псевдо-документальные кино-, видео- и телевизионные вставки, появляющиеся всегда к месту, чтобы еще больше усилить психологическое давление на зрителя, как ржавый гвоздь вгоняя в его мозг все новые и новые порции безумия. Фильм очень динамично смонтирован и практически не теряет изначально заданного темпа, и хотя в некоторых местах картина немного "подтормаживает", общее впечатление от этого не портится. Естественно, как и положено в таком кино, различного рода кровавые спецэффекты и грим выглядят очень натуралистично, и тут никаких претензий к картине также быть не может - трупы выглядят как трупы, внутренности - как внутренности, разделка "по живому" впечатляет, а всеразличные уроды и прочие "неприятности" реально неприятны. Что же касается актеров, то они делают свою работу очень и очень неплохо, хотя особенно выделяются на общем фоне три персонажа - безумный клоун капитан Сполдинг, игривая дочурка-садистка крошка Файрфлай, и главный идеолог семейного движения за нонконформизм - Отис Дрифтвуд (поклонники до сих пор помнят великолепный перформанс Билла Мосли во второй части "Техасской Резни", и здесь он не хуже ;)). Также еще можно отметить появление великана Мэтью МакГрори (Matthew McGrory) в роли обгорелого верзилы "Малыша" (Tiny). Естественно, музыкальное сопровождение ленты состоит из композиций сочинения Зомби (все-таки по своей "первой профессии" он музыкант) и надо снова отдать Робу должное - музыка в этом фильме звучит очень грамотная и подходит для картины на все сто процентов, хотя я и не уверен, что отдельный саундтрэк, который, естественно, вовсю продается, без видеосопровождения будет восприниматься так же эффектно.

Абсолютно очевидно, что "Дом Тысячи Трупов", мягко говоря, "кино не для всех", и особенно этот фильм понравится многочисленной армии поклонников "настоящих ужасов" семидесятых, начала восьмидесятых годов прошлого века. Очень хорошо, что Зомби дебютировал в большом кино, ибо очевидно, что человек не только является большим поклонником и знатоком horror/cult/exploitation кинематографа, но и талантливым режиссером, который прекрасно знает, ЧТО нужно хоррор-фэнам, и, что даже более важно, КАК это сделать и в каком виде преподнести. Уже за один факт того, что в начале двадцать первого века в широкий американский прокат выходит фильм, подобные которому не снимались уже лет двадцать, Зомби нужно поставить памятник при жизни и соорудить почетную звезду на Голливудской аллее славы, хотя я уверен, что в его фильмах (а у музыканта уже находятся в разработке следующие кинопроекты) никогда не будет слащавых голливудских "хэппи-эндов", как нет оного в его дебютной ленте...