Очередной всплеск интереса публики к азиатскому кино протащил на экраны Европы и Америки не только многочисленных фестивальных призеров и бесконечную череду фильмов самого известного японца Такеши Китано, но также и некоторых представителей азиатского хоррора, продукта, надо сказать, весьма специфического. У "знатоков"-то азиатский хоррор давно уже был в почете (в основном из-за откровенного разгула наикровавейшего насилия, направленного против молодого женского населения Кореи или Японии и очень хорошо представленного в таких фильмах, как "Evil Dead Trap", "Organ" или "Entrails Of The Virgin"), но для широкой публики это все было в диковинку. Кровавые жестокие слэшеры, правда, в широкий прокат не пошли, а пугать неподготовленного зрителя стали психологическим хоррором, который зачастую "посильнее Фауста Гете" будет. Началось все, естественно, со "Звонка", феноменальный успех которого укрепил прокатчиков в мысли, что азиатский хоррор - жанр востребованный и народ активно хочет "еще такого кина". Что ж, как говорится, "его есть у меня" :)

В 2000 году молодой японский режиссер Такаши Шимицу снимает для телевидения историю про привидения под названием "Ju-on", которая моментально становится очень популярной. Решив, видимо, посвятить оставшуюся жизнь созданию сиквелов и римейков своего успешного детища, все в том же 2000 году Такаши выпускает "Ju-on 2", а после небольшого перерыва, в 2003-м на широкие экраны сначала выходит киноримейк телевизионного фильма под названием "Ju-on: The Grudge", а буквально через пару месяцев и "Ju-on: The Grudge 2". Дальше - больше, как это случилось в свое время со "Звонком", на успешный японский хоррор обратили внимание большие голливудские продюсеры, и нате вам пожалуйста: Такаши Шимицу уже активно трудится в Голливуде над созданием американизированного римейка своего японского хоррора с Сарой Мишель Геллар, Клея Дюваль и Биллом Пулманом в главных ролях (Sarah Michelle Gellar, Clea DuVall и Bill Pullman). А называться очередной "шедевр" будет уже совсем просто - "The Grudge", и безо всяких там "Ju-on" в начале (видимо, чтобы не путать известного своей "интеллектуальной мощью" американского зрителя мудреным японским словом в титрах :)).

Итак, "Ju-on: The Grudge", формально - римейк телевизионного "Ju-on", фактически же - совсем другой фильм. В небольшом доме некоего японского пригорода когда-то произошло жестокое преступление, и теперь любой, кто прикоснется к тайне этого дома, будет не только проклят навеки, но и физически уничтожен призраками. Семейная пара, живущая в этом доме, сестра мужа, его мать, сиделка матери, детектив, расследовавший когда-то эти убийства, дочь детектива, медсестра, и еще много кто - все как один полегли от невидимой руки призрака, перед смертью испытав нечеловеческий ужас. И проклятие живо до сих пор...

Пиар-компания этого фильма, надо сказать, была поставлена на высоте. Кучи восторженных рецензий, отзывы "простых зрителей" в интернете с трогательными признаниями типа "после просмотра этого фильма я не мог заснуть три дня", многочисленные сравнения со "Звонком" и прочая рекламная шелуха того же рода, безусловно, сделали свое дело, и народ пойдет на этот фильм в кинотеатры и... наверняка будет жестоко разочарован! Ибо такого банального, наивного и ужасно скучного фильма еще поискать. Все в детстве, наверное, были в пионерлагере, ну или хотя бы слышали историю про "черную-черную руку в черном-черном доме, стоящем в черном-черном лесу", так вот, этот фильм как раз про это самое :) И сделан он в точно таком же пионерском ключе - пугалка для впечатлительных детей младшего школьного возраста. Буквально с первых же кадров режиссер изо всех сил пыжится, чтобы создать на экране мрачную и нервную атмосферу некоего таинственного дома с темным прошлым, вовсю для этого использует возможности звукового формата Dolby Digital, медленное движение камеры, неожиданные "пробежки" призрака и наверняка науськивает актеров сидя в своем кресле, чтобы те побольше "пугались". А актер что, он человек подневольный, и бедные девушки (а большинство персонажей этого фильма женские) усиленно "пугаются", причем никаких явных причин для страха нет, ибо ничего "такого" не происходит, и со стороны все это выглядит полнейшим идиотизмом, будто все экранные персонажи как один страдают неизлечимой формой маниакального психоза и манией преследования, отягощенной галлюцинациями от выпитых "колес" :) Я, конечно, понимаю, традиции японского театра и все такое, но у нас же не немой кинематограф, не надо нам давать ТАКУЮ экспрессию и ТАК неадекватно реагировать на совершенно обычные вещи! Не знаю, как японцы, но европейцы сочтут актерскую игры в этом фильме, мягко говоря, "неубедительной", и это сильно раздражает. Но это еще, как говорится, цветочки, а "ягодки" заключаются в том, что, по сути дела, нам показывают одну и ту же историю СЕМЬ РАЗ ПОДРЯД! Вот от этого действительно у любого крыша может поехать, сидеть, и семь раз к ряду наблюдать как призраки "мочат" свою очередную жертву без каких-либо особых вариаций! После третьей или четвертой "истории" ты начинаешь тихо ненавидеть создателя и тоскливо ожидать, когда же вся эта "байда" закончится, а она все не кончается и не кончается, и девяносто две минуты (хронометраж фильма) превращаются в сто девяносто две! Это поистине невыносимо, и до конца этого "кина" наверняка досидят лишь самые стойкие из зрителей, или же те, кто благополучно заснул еще в середине :) Крови тут нет, саспенса нет, хорошей актерской игры нет, даже тревожной музыки - и той нет, ибо минималистичные фортепьянные импровизации особо интересными и "атмосферными" мелодиями так же не отличаются. Да о чем вообще можно говорить, когда у фильма и сюжета-то практически нет - кто убивал, зачем убивал, чего призракам было надо, почему они "мочили" всех подряд (даже людей, которые абсолютно никакого отношения к свершившейся когда-то трагедии не имели и вообще были персонажами "абсолютно левыми"), и что вообще на экране происходит (а обычно там ничего не происходит :)) - на все эти вопросы ответа вы не получите, как ни старайтесь. Японцы, итить их, что с них возьмешь? - своя, особая культура, нам, европейцам, не понять... :)

Не скажу за всех, но лично мне этого кина, вероятно, уже никогда не понять. Не знаю, возможно, я смотрел его не в то время и не в том месте, и если запереться глубоко ночью одному в своей комнате, выключить свет, погромче выкрутить ручку ресивера, чтобы по полной прочувствовать хороший пространственный микс DD 5.1 дорожки, зарыться поглубже в одеяло и активно начинать бояться с самых первых титров - то возможно да, тогда вы и "не сможете спать три ночи", но у меня на этот счет большущие сомнения. Уж слишком все это кино пропитано дешевой (в прямом и переносном смыслах) "пионерией", которая адекватно будет воспринята лишь детишками десятого отряда. Ну, а взрослые мальчики и девочки из первых отрядов пусть лучше идут на танцы-шманцы-обниманцы на дискотеку, как-никак пятнадцать лет уже, период полового созревания, им не до призраков... ;)