В семидесятых в Штатах поднял голову экологический активизм, адептам которого с успехом можно было скармливать "природные ужасы", чем многие, включая даже крупные студии ("Jaws" (1975) от Universal, например), и занялись. Но основной "выхлоп" подобных фильмов, разумеется, давали "независимые", читай, низкобюджетные, продюсеры, ярким примером бурной деятельности которых является "Царство Пауков".

В небольшом городке Аризоны у местного фермера внезапно умер призовой теленок, а ветеринар Рэк Хансен не смог определить причину смерти, послав взятые им с туши образцы в университетскую лабораторию. Из которой вскоре приехала арахнолог (ученый, изучающий пауков) Диана Эшли с пухлым заключением о том, что причиной смерти теленка стал паучий яд. Обследовав местность и взяв дополнительные образцы яда Диана пришла к выводу о том, что не опасные прежде для человека и животных тарантулы ввиду активного использования пестицидов, убивавших их естественное пропитание, мутировали и активно перемещаются "в поисках лучшей жизни". А на пути их миграции как раз оказался аризонский городок. Ситуация в котором вскоре стала совсем плохой, потому что миллионы ядовитых пауков уничтожили почти все его население, а тем, кто успел в своих домах забаррикадироваться, как главные герои, предстояло пережить одну из самых страшных ночей в своей жизни. Да и утро не принесло им ничего хорошего...

В картине, рачительно снятой за весьма скромные пятьсот тысяч долларов, пятьдесят из которых пошли на оплату пяти тысяч (!) живых тарантул, "звездит" уже известный в то время своей ролью в культовом сериале "Star Trek" Уильям Шатнер, у которого, впрочем, в начале семидесятых была "черная полоса" в карьере, затянувшаяся чуть ли не до конца десятилетия. Поэтому "звездой" Уильям был лишь номинально и его могли себе позволить даже недорогие постановки, в которых он, в большинстве случаев, в семидесятых и снимался. А ушлые продюсеры "Царства" все рассчитали правильно, рассудив, что на афишу им по-любому нужно затащить известное имя, в данном случае Уильяма Шатнера, а сэкономить можно на чем-то другом, например на музыке, большая часть которой взята из бесплатных стоковых библиотек для телевидения :) В результате чего люди, знакомые с классическими телевизионными американскими сериалами без труда узнают тут множество тем, изначально прозвучавших в нескольких эпизодах фантастического сериала "The Twilight Zone" (1959-1964) и как минимум одном эпизоде из драматического сериала "The Fugitive" (1963-1967). Единственная оригинальная музыка в ленте, это звучащие по радио, а также на начальных и конечных титрах песни кантри певицы Dorsey Burnette, которая за них, видимо, больших денег не попросила :) Как очевидно не попросил их и B-movie стахановец Джон "Бад" Кардос, весьма компетентно и качественно картину поставивший.

Вообще, качество этой ленты, несмотря на ее небольшой бюджет, очень и очень приличное. И хотя многие ситуации в ней очевидно неправдоподобны, а сценарий откровенно клиширован, в итоге фильм получился довольно интересным и до сих пор смотрится хорошо. Ну а если вы боитесь пауков, то и подавно будете прятаться под кресло от многочисленных эпизодов с их участием. В которых наравне с настоящими пауками, разумеется, присутствовали и их "дублеры", что иногда хорошо видно. Но по-другому в те времена снять фильм о заполонивших город миллионах пауков было нельзя. Компьютерной графики в ее нынешнем понимании тогда еще не существовало, и приходилось находить другие способы для реализации задуманного, например, вручную рисовать полчища пауков на строениях, и вместе с живыми пауками разбрасывать по дороге их резиновых "собратьев" :) В итоге, впрочем, как я уже отметил выше, даже несмотря на свои очевидные бюджетные ограничения фильм смотрится очень хорошо, и уж явно лучше нынешних DTV-поделок от Asylum или New Horizons, которые стоят дороже, но выглядят, при этом, со своими ультратопорными цифровыми эффектами, ГОРАЗДО хуже.

А тут вам за небольшие деньги есть все, - и "звезды" (точнее, одна "звезда" :)), и экшен, и "хоррор", рассчитанный, правда, на страдающих арахнофобией, и даже модный в то время и местами актуальный до сих пор "экологический месседж". Все вместе это настолько впечатлило тогдашнюю публику, что лента собрала в прокате более чем внушительные 17 миллионов и удивила зрителей отсутствием сиквела, который вполне можно было бы замутить с такой финансовой отдачей. И в течение некоторого времени попытки снять сиквел предпринимались, в основном Уильямом Шатнером, который в конце восьмидесятых убедил Cannon Films вложиться в продолжение, и контора даже объявила с помощью полностраничной рекламы в журнале Variety о том, что Шатнер сыграет в сиквеле главную роль и будет режиссером, после чего... благополучно обанкротилась :)

Впрочем, необходимость сиквела именно этого фильма лично у меня вызывает большие сомнения, хотя бы потому, что после него было снято немало аналогичных лент, самая очевидно похожая из которых "Арахнофобия" ("Arachnophobia", 1990). Один из продюсеров "Царства" Иго Кантор (Igo Kantor) даже сказал по ее поводу следующее: "мне кажется, что этот фильм копия нашего, но вы не можете пойти, и засудить Спилберга!" :) Зато вы можете пойти, и посмотреть оригинал, чего я вам рекомендую сделать, ибо фильм уже давно не просто культ, но и реально хорош.