"Лемора" до недавнего времени была одним из тех фильмов, о существовании которых энтузиасты знали (в основном, из статей в жанровых журналах и книгах), но нигде не могли посмотреть - невозможно было достать копию. И лишь недавно эта лента стараниями Дона Мэя-младшего (Don May Jr.) из Synapse Films обрела наконец-то вторую жизнь в потрясающем качестве на DVD. При этом легионы культовых поклонников сразу после объявления скоро релиза чуть ли не в обморок попадали от этого известия, и на протяжении полугода воспевали хвалу Дону Мэю на всех мало-мальски посещаемых сетевых ресурсах. Так что за ажиотаж такой? Неужели "Лемора" действительно такой прям супер-мега-культ и шедевр, что по поводу его выхода народ кипятком писал (и продолжает это делать до сих пор), и как это получилось, что столь культовый фильм чуть ли не тридцать лет не был доступен вообще ни в каком виде? Но обо всем по порядку...

Примерная христианская девушка Лила Ли пела в церковном хоре и усердно молилась господу Иисусу Христу во искупление грехов своих и своего отца, гангстера, "замочившего" из дробовика жену в постели с любовником и отправившегося в бега. А молодой настоятель церкви приводил невинную девушку в пример того, что зло не обязательно порождает зло, и что даже у самых ужасных и греховных родителей могут быть замечательные, добрые, и во всех смыслах чистые дети. Вечером того же дня Лила получает письмо, подписанное женским именем Лемора, с приглашением посетить для отпущения грехов беглого отца и подробными инструкциями о том, как добираться. Разумеется, девушка моментально собралась и отправилась в далекое и опасное путешествие к Леморе. По пути на ее автобус напали дикие зверолюди, утащившие водителя, и если бы не помощь высоких людей в черных одеждах и с белыми лицами, Лила была бы ими сожрана. Но все обошлось, и вскоре она познакомилась с Леморой, высокой, бледной женщиной с пронзительным взглядом и странным свойством не отражаться в зеркалах. Лемора весь вечер подготавливала девушку к церемонии, которая должна была состояться на следующую ночь, и смысл которой был непонятен Лиле. Но случайно увидев, как Лемора пьет кровь из шеи мальчика, девушка поняла многое, и пустилась бежать по лесу, вынужденная скрываться как от зверолюдей, так и от высоких прислужников Леморы с факелами. От себя, однако, не убежишь, и загнанная в угол девушка в конце концов принимает объятия Леморы, несущие ей смерть и жизнь вечную...

В начале семидесятых, видя успех недорогих независимых хоррор-фильмов (в частности, "Count Yorga, Vampire" Боба Кельяна), выпускники UCLA (University of California, Los Angeles) Ричард Блэкбурн и Роберт Ферн (Robert Fern) решили тоже "поднаварить" деньжат, сняв собственный низкобюджетный хоррор. Для этого они по-быстрому собрали команду из друзей и знакомых, начинающих артистов и нескольких странным образом затесавшихся в проект профессионалов. Роберт Ферн продюсировал, а Ричард Блэкбурн исполнял режиссерские функции, снимая по собственному сценарию. С грехом пополам фильм, в конце концов, был ими отснят, но тут партнерам резко пришлось спуститься с небес на землю - результаты тестовых просмотров были ужасающи, а найти дистрибьютора оказалось делом практически нереальным. Чтобы спасти себя от банкротства, Ричард и Роберт были вынуждены продать права на фильм рекламному агентству Wakefield-Orloff, которое как раз диверсифицировало свой бизнес, пытаясь стать кинодистрибьютором (ничего из этого, в конечном итоге, не получилось). С этого момента картина, что называется, пошла по рукам, и разные владельцы, переименовывая, пытались привязать ее к успеху текущих лент. Так, Media Cinema, выпустили фильм как "The Legendary Curse of Lemora", пытаясь заработать на безумном интересе публики к религиозному хоррору, неожиданно возникшему после выхода "Экзорциста" (The Exorcist, 1973), а по многочисленным драйв-инам фильм проехался сначала как "Lemora, the Lady Dracula", а потом и просто как "Lady Dracula". Но ни в каких своих инкарнациях лента не снискала зрительского интереса американцев, хотя была замечена и оценена французами. Именно по причине провальной прокатной судьбы картину "забросили", и никто не видел ее в течение почти тридцати лет, а фильм-то на самом деле, получился просто замечательный, и в Штатах его не поняли (или не приняли) по причине вопиющей "европейскости" и слишком вольного отношения к жанру.

Этот фильм доверху наполнен аллегориями и многочисленными отсылками к литературной (и кино) классике, начиная с работ Льюиса Кэррола и Джеймса Берри (Lewis Carrol, James M. Barrie), и заканчивая такими разными вещами, как H.P.Lovecraft's "The Shadow Over Innsmouth", Arthur Machen's "The White People", и, разумеется, "Дракула" Брэма Стокера (плюс сказка о Красной Шапочке ;)). При желании, любой эпизод этой поэтичной, завораживающей и местами удивительно сюрреалистичной "сказки для взрослых" (а отнюдь не для детей, как цинично утверждается в названии) можно воспринять как вполне конкретную аллегорию на проблемы нашего с вами мира - вопросы веры, взросления и дуализма человека. По сути дела, весь фильм - это одно большое символическое путешествие, одиссея во тьму человеческой души. Лила покидает спокойную и размеренную жизнь церковной обители и с головой погружается в кошмарный мир насилия, тьмы, смерти и похоти. Встречаясь на своем пути с различными опасностями и соблазнами, она постепенно превращается из молодой и невинной девочки, не знающей реального мира, в настоящую женщину, видевшую и чувствовавшую смерть. Во время этого путешествия ее моральные устои, да и сама вера подвергаются испытаниям, она сомневается, и раз за разом откидывает отжившие в ее сознании табу, раскрепощаясь и подготавливая себя к главной встрече своей жизни - встрече с ИСТИННОЙ собой, со своей настоящей природой, от которой некуда бежать. Лемора, персонаж, олицетворяющий собой все, что мы не хотим в себе видеть, чернейшую тьму внутри нас, освобождает невинную девушку (одетую, замечу, во все белое) от бремени внутренних цепей, и дает ей свободу, знание, власть, и персональное бессмертие. Все то, к чему многие стремятся, но боятся получить, потому что нужно чем-то жертвовать - чтобы получить бессмертие, надо пожертвовать жизнью, а чтобы получить свободу, надо пожертвовать частью морали... Фильм (помимо личностных переживаний) поднимает извечные темы религиозного лицемерия, многочисленных социальных табу (в частности, сексуальных), противостояния добра и зла, света и тьмы, греховности и осознания темной стороны человеческой натуры. Однако авторы картины не делают каких-либо выводов, предоставляя эту возможность зрителям, которые наверняка будут смущены неожиданным и более чем двусмысленным финалом...

Снятый в потрясающей цветовой гамме талантливым оператором Робертом Карамико (Robert Caramico), этот фильм обладает не только эффектной актерской игрой Черил Смит и (особенно) Лесли Гилб, но и сильнейшими визуальными образами (в сопровождении не менее сильной музыки), которые, я уверен, надолго застрянут в вашей памяти. Отличный сценарий и компетентная режиссура вкупе с очень грамотным техническим исполнением столь низкобюджетного фильма дают мне полное право назвать "Лемору" настоящим шедевром, который по достоинству может быть оценен лишь теперь, спустя более чем три десятка лет с даты его создания. Всем, кому небезразлично странное, умное, глубоко символичное и в визуальном плане очень необычное кино, просто обязаны иметь эту картину у себя в коллекции, тем более что это - истинный культ!