"Живая Кукла" стала не только лебединой песней легендарного трэш-продюсера Дика Рэнделла (Dick Randall), но и достойной точкой в его тридцатилетней карьере, расцвет которой пришелся на семидесятые годы прошлого века. В восьмидесятых, впрочем, Дик продолжал "давать жару", хоть и не столь часто, как раньше, и если бы не ухудшавшееся здоровье, возможно, "Кукла" стала бы новым поворотом в его карьере, так как этот фильм для Рэнделла во многом уникален. Во-первых, это была первая картина продюсера, изначально рассчитанная исключительно на видеорынок, а не на театральный прокат. Во-вторых, не смотря на небольшой бюджет, в творческом плане этот фильм был намного более амбициозным и цельным, чем многие другие его работы. Ну и в-третьих, именно на этой ленте он фактически дал полный карт-бланш молодой команде энтузиастов, которые сами, без особого вмешательства продюсера, создавали стиль и содержание ленты. Если бы Дик и дальше продолжил свою продюсерскую деятельность в таком ключе, то вполне мог бы стать "английским Роджером Корманом", на рискованных проектах открывающим и эксплуатирующим по максимуму молодые таланты. Но, увы и ах, "Living Doll" стал последним фильмом Рэндэлла, а 14 мая 1996-го года легендарный продюсер скончался от инсульта, оставив напоследок благодарным зрителям историю о том, как...

...Жил себе да был нелюдимый и замкнутый студент-медик Говард, подрабатывающий в больничном морге со своим единственным другом Джессом, и безнадежно влюбленный в миловидную продавщицу цветов Кристину. В принципе, ничего криминального, мало ли вокруг тихих замкнутых ботаников, увлекающихся фотографией и безумно влюбленных в недоступных для них девушек. Но как-то раз к нему на стол положили очередной труп, который оказался ... Кристиной! И вот тут парню конкретно снесло крышу, так как он стал слышать голос любимой, которая утверждала, что вовсе не умерла, и надо бы ее вытащить из могилы. Надо так надо, Говард съездил и вытащил, перенеся труп в свою маленькую грязную каморку, где он стал потихоньку разлагаться. Говард, впрочем, этого не замечал, погруженный в сладострастное общение с девушкой, которая, наконец-то, стала оказывать ему знаки внимания. Более того, она согласилась выйти за парня замуж, и окрыленный студент торжественно бракосочетался с Кристиной перед телевизором. Семейная идиллия, однако, длилась недолго, так как труп уже настолько разложился, что в доме завелись крысы, и во время их химической зачистки любимую пришлось перевезти в спокойную прохладу морга, где она впервые попросила Говарда убить ее "бывшего", Стивена...

Это не первый, и далеко не последний фильм о некрофилии, и во время просмотра на ум моментально приходит "Buio Omega" (1979) Джо Д'Амато. Впрочем, это не совсем корректное сравнение, так как у этих двух лент есть немало отличий, а настоящей основой "Living Doll" является история американского доктора Карла Танцлера (Carl Tanzler), который в 1933-м году выкрал из построенного им мавзолея тело Марии Елены Милагро де Хойос (Maria Elena Milagro de Hoyos) и прожил с ней семь лет, заменив разложившиеся ткани пропитанными воском шелковыми тряпками. Эта история в свое время наделала немало шума в Штатах, и поговаривали даже о картонной трубке, которую доктор Танцлер якобы вставил на место влагалища, чтобы совокупляться с любимой, но документальных подтверждений этого факта нет. Впрочем, и без этих "вкусных подробностей" историю Карла можно трактовать вполне однозначно, и именно она легла в основу сценария "Живой Куклы", хотя катализатором для его написания стала популярная песенка Клиффа Ричардса (Cliff Richard) "Living Doll", слова которой запали в душу молодому сценаристу Полу Харт-Уилдену (Paul Hart-Wilden). Пол, мечтавший снимать собственные фильмы, решил начать свою кинокарьеру со сценария, который, разумеется, никто из английских продюсеров не воспринял всерьез, кроме авантюриста Рэндэлла. Взяв сценарий Пола к производству, Дик, однако, отказал парню в режиссерском кресле, и, не желая рисковать, усадил туда уже проверенных им людей, Джорджа Дагдэйла и Питера Литтена. Сценарий, впрочем, тоже был переписан (Джорджем Дагдэйлом и Марком Эзрой (Mark Ezra)), и в конечном итоге Полу Харт-Уилдену достался лишь титр "Based on an original story by ...". Зато именно это стало его стартом в кинобизнесе, и теперь Пол неплохо себя чувствует в Лос Анджелесе в качестве первого помощника режиссера.

Съемочный период у картины был всего три недели, три дня из которых провели в Нью-Йорке, где, якобы, и происходит действие ленты, а все остальное время, разумеется, трудились в Лондоне. Обрадованные возможностью реализовать свои творческие амбиции, над фильмом работало немало молодых талантливых людей, часть из которых впоследствии сделали карьеру. Из актеров неплохо устроились экранные друзья, Марк Джакс и Гари Мартин. Марк стал в меру известным телевизионным актером, а Гари - одним из самых успешных и востребованных английских дублеров, голосом которого говорят бесконечные персонажи мультфильмов, видеоигр, дублированных иностранных фильмов и даже рекламы. (Кстати, именно Марк исполняет в фильме забавную заглавную песенку ;)) Питер Литтен, один из режиссеров ленты, нынче владелец успешной post production фирмы в Лондоне, но больше всех продвинулся Пол Катлинг (Paul Catling), делавший основной грим и спецэффекты фильма и работавший в свое время на "Восставшем из Ада" ("Hellraiser", 1987) Баркера. Нынче Пол "по мелочам" не разменивается, и работает в качестве дизайнера исключительно на голливудских блокбастерах уровня "Человека-Паука" и сериала про Гарри Поттера, а ведь когда-то не гнушался и склизких синюшных трупов лепить за копейки... ;) Впрочем, именно его работа является одним из ключевых элементов фильма, наравне с игрой Марка Джакса, которому удалось неплохо передать сметенное душевное состояние своего безумного героя. К сожалению, не смотря на обилие вкусных некрофилических подробностей сожительства Говарда с мертвой Кристиной (я сейчас не о сексе, которого в фильме нет :)), фильму явно не хватает динамизма, так как все его действие происходит лишь в двух основных локациях - больничный морг и вонючая квартирка Говарда. Я понимаю, что задумкой авторов было погрузить зрителя в маленький закрытый мир Говарда под аккомпанемент грустной фортепьянной мелодии, но иногда анемичная банальность этого мира начинает действовать на нервы, и зрительский интерес не удерживает ни постепенно разлагающийся труп, ни "сюжетные повороты", припасенные авторами для третьего акта ленты, ни натужные попытки комиковать. Впрочем, фильм не смотрится совсем уж занудным, тем более, что он не лишен некоторых интересных фишек, которые особенно оценят поклонники загробной любви ;)

Не смотря на все свои огрехи, "Живая Кукла" получилась неплохим фильмом на тему болезненной любви замкнутого в своем тесном мирке социопата, вожделеющего недоступную для него в жизни девушку. Доступную, впрочем, после смерти... Смотреть ленту стоит поклонникам легендарного продюсера Рэндэлла, которому этот фильм получился достойной эпитафией, фанатам безбашенного еврокульта и некрофилам, потому что другие категории зрителей эту картину врядли оценят... ;)