В одном из беднейших районов Лондона, Лаймхаус (Limehouse), в 1880-м году произошла серия шокирующих зверских убийств, расследовать которые поручили инспектору Джону Килдэйру. В Скотленд-Ярде из-за многочисленных слухов у него была репутация "голубого", и поэтому его не жалко было сделать козлом отпущения в случае, если он не сможет найти убийцу. Однако престарелый инспектор подошел к своему делу со всей ответственностью, и очень быстро очертил круг подозреваемых, многие из которых были связаны с местным мьюзик-холлом, где "звездил" самый известный комедиант той поры, Дэн Лено. Убийцу столичная пресса очень быстро окрестила "Големом", и буквально за несколько дней до передачи Килдэйру этого дела арестовали бывшую комедиантку Лиззи Кри, которая вместе с Дэном Лено "звездила", в свое время, в мьюзик-холле, и которую обвинили в отравлении мужа, Джона Кри. Который, в свою очередь, был одним из четырех подозреваемых в кровавых преступлениях. Посетив первое судебное заседание по делу Лиззи и проникшись ее судьбой, Джон Килдэйр решил во что бы то ни стало спасти девушку от виселицы, доказав, что именно ее муж совершил жестокие убийства. Но сделать это оказалось не так уж и просто.

Эта замечательная картина является экранизацией псевдоисторического детектива английского писателя Питера Экройда (Peter Ackroyd) под названием "Дэн Лено и Голем Лаймхауса" ("Dan Leno and the Limehouse Golem", 1994), где Питер соорудил причудливую "маньячную" историю на фоне Викторианского Лондона с участием реальных исторических персонажей. А именно: уже упоминавшегося выше Дэна Лено (настоящее имя George Wild Galvin), который в восьмидесятых и девяностых годах девятнадцатого века был не только самым известным комедиантом Англии, но и одним из самых высокооплачиваемых артистов всего мира; Карла Маркса (Karl Marx!), который в представлении, я думаю, не нуждается; и опубликовавшего свою первую новеллу "Workers in the Dawn" как раз в 1880-м году английского писателя Джорджа Гиссинга (George Gissing). Все эти люди были вполне реальными историческими фигурами, но и у вымышленных Питером Экройдом персонажей наверняка были свои прототипы, во всяком случае преступления маньяка очень напоминают деяния самого известного и загадочного серийного убийцы, Джека Потрошителя. Который убивал, напомню, в 1888-м, и на счету которого "официально" числятся пять жертв.

Понимая, что такую историю надо подавать как можно жестче, авторы картины постарались сделать ее максимально аутентичной, в результате чего мы можем видеть на экране всю грязь и социальную несправедливость тогдашнего Лондона, вместе с дикими по сегодняшним меркам "народными нравами" и отвратительным лицемерием "джентльменов". И шокирующе натуралистичными убийствами, конечно, причем в нескольких версиях. Вообще, визуальная подача этой ленты, с моей точки зрения, замечательная, - с мрачной цветовой палитрой и креативными кинематографическими решениями. И с замечательной игрой всех без исключения актеров, хотя солируют в "Големе", конечно, всего три человека: молодая, но исключительно талантливая Оливия Кук, прекрасно сыгравшая поднявшуюся из низов Лиззи; Дуглас Бус, исполнивший роль наставника и защитника Лиззи Дэна Лено с явными гомосексуальными нотками (реальный Дэн был, кстати, женат, и даже "заделал" пятерых детей, хотя, кто знает, в те времена ведь сами понимаете, геям жить было очень непросто ;)); и мастодонт Билл Найги, сыгравший своего полицейского инспектора с кучей малозаметных, но очень важных для восприятия его персонажа нюансов.

Так как в принципе "Голем" является художественной переработкой преступлений Джека Потрошителя, то его вполне можно сравнивать с другими лентами о Джеке, предлагавшими свои версии происходивших тогда событий. И самое близкое сравнение будет, пожалуй, с фильмом 2001-го года "Из Ада" ("From Hell", 2001), в котором Джонни Депп (Johnny Depp) с кучей других талантливых актеров на фоне стилизованного Лондона пытался отыскать кровавого убийцу. "Голем" тоже очень стильный, но в отличие от фильма с Деппом, гораздо более аутентичный, с грязными, в самом прямом смысле слова, шлюхами, беззубым "ужратым" быдлом и густой атмосферой крайней нищеты и социального разложения. Да и снимали этот фильм полностью в Англии (правда, не в Лондоне), в то время как бОльшая часть "Из Ада" была снята в Праге, а исторические вибрации места, как ни крути, все-же имеют значение, как бы сильно не старались декораторы :)

Несмотря на свой шикарный актерский состав, интересный сюжет и высочайшее качество, "Голем", отчего-то, в большинстве стран пошел в ограниченном прокате и на данный момент собрал смехотворные полтора миллиона долларов, хотя на производство явно потратили очень приличную сумму. Этот фильм такого вялого внимания публики явно не заслуживает, поэтому сходите и посмотрите его на большом экране в кино, покажите, так сказать, "рублем", хотя бы нашим кинопрокатчикам, что подобные ленты можно и нужно прокатывать. Потому что на данный момент эта картина является не только одной из лучших в своем поджанре, но и одним из лучших "бытописаний" смрадной клоаки под названием "Викторианский Лондон" с очень точным описанием человеческих страстей в построенном на унижении, дискриминации и насилии социуме.