Доктор Виктор Франкенштейн был с детства одержим идеей возвращения людей к жизни, с тех самых пор, как умерла его мать. После многочисленных экспериментов у него получается создать существо из частей трупов и оживить его, но, пораженный своим творением, Виктор отвергает его, и тогда существо превращается в монстра, одержимого идеей погубить своего создателя.

Это еще один фильм девяностых, после "Дракулы", снятый весьма точно по классическому роману ужасов. Коппола (Francis Ford Coppola) уже давно задумывал снять серию фильмов, посвященных великим монстрам, и сам начал с "Дракулы" ("Bram Stoker's Dracula", 1992), после чего спродюсировал "Франкенштейна". Затем в его планах было производство ленты "Мэри Рэйли" ("Mary Reilly", 1996), но что-то у него там не срослось, и режиссер отыгрался в 1999-м, спродюсировав телевизионного "Доктора Джекила и Мистера Хайда" ("Dr. Jekyll and Mr. Hyde"). Я, к своему огромному сожалению, не читал роман Мэри Шелли, но знающие люди заверили, что в книге очень мало действия, и очень много псевдофилософских размышлений на тему жизни, ответственности, и прочего. И не смотря на это, губительное для кино, "бездействие", "Франкенштейн" снят не "по мотивам" книги, а именно по ней, иллюстрируя картинкой большинство идей литературного первоисточника: взросление Виктора, его тяга к запретным знаниям, создание Существа, отвержение его, поиски Существом себя и своего места в мире, и, наконец, неизбежное обращение его к мести. Все эти темы разработаны и поданы в картине идеально, что является в немалой степени заслугой ее сценариста, Фрэнка Дарабонта (Frank Darabont, совместно со Steph Lady).

Кеннет Брана – очень сильный и совсем не голливудский актер. Во-первых, он родился в Ирландии. Во-вторых, прежде чем попасть в кино, он играл в английской "Королевской Шекспировской компании", причем ведущие роли: в "Генри-V" и в "Ромео и Джульетте", например. Потом он перенес "Генри-V" на большой экран, и очень удачно – фильм 1989 года получил "Оскара" за лучшие костюмы и несколько других номинаций, в том числе и самому Кеннету за режиссуру и лучшую мужскую роль. Потом у него получается шикарный фильм по комедии "Много Шума из Ничего" ("Much Ado About Nothing", 1993), а еще через три года он замахивается на самого "Гамлета" ("Hamlet", 1996), причем его версия шекспировской трагедии получилась, по мнению критиков, значительно сильнее фильма Франко Дзефирелли (Franco Zeffirelli) 1990-го года с Мэлом Гибсоном (Mel Gibson) в главной роли. Он много играет в телевизионных постановках, не чураясь, в принципе, и крупных "блокбастерных" проектов. Из последних можно отметить блистательную роль Златоуста Локонса во второй части "Гарри Поттера" ("Harry Potter and the Chamber of Secrets", 2002). То есть, не преукрашивая, можно смело заявить, что это один из самых мощных и неординарных актеров современности, да и режиссеров тоже.

А теперь давайте посмотрим, что у него получилось с "Франкенштейном", при том, что на сорок пять миллионов потраченных долларов фильм с треском провалился в Штатах, набрав всего двадцать два, зато удачно прокатился в остальном мире, собрав там около девяноста миллионов. Кеннет снял драму, это факт. Трагедию человека, создавшего нечто, с чем не в силах оказался справиться, и жестокого поплатившегося за это. Трагедию Существа (я намеренно не употребляю слово "монстр", ведь Роберт Де Ниро, сыгравший Существо, категорически запрещал характеризовать данным словом своего персонажа, потому как суть его игры и заключалась в том, чтобы показать несчастное, в общем-то, создание), которому некуда приткнуться в этом мире, которого никто не понимает и все без исключения боятся. Собственно поэтому, как мне кажется, картина и не имела успеха в Штатах, так как тамошний зритель не особо любит размышлять. Все "франкенштейновские" фильмы Америки, начиная с тридцатых годов, задавались лишь одной целью - напугать зрителя кровожадным и ужасным монстром, и если бы в картине Браны Виктор Франкенштейн был злым доктором, мечтающим поработить мир с помощью армии Существ, тогда лента, безусловно, собрала бы кассу. Слава Богу, что этот фильм не таков.

Де Ниро, которого в гриме можно узнать лишь по характерной мимике (актер перед съемками общался с людьми, которых пытались задушить, или которые пытались повеситься, чтобы понять, чем отличаются звуки их речи), играет аутично и скупо, но именно этот прием особенно и действует на зрителя. Сцена, когда Существо прогоняют от хижины люди, которым он только что помог, смотрится так жестоко и несправедливо, а плач Существа настолько реален, что просто нельзя остаться равнодушным. И мстит Существо не из-за злобы, скопившейся в нем, а из-за желания заставить своего создателя почувствовать то же, что чувствует он сам. Вместо Де Ниро Существо могли сыграть Энди Гарсиа (Andy Garcia) и Жерар Депардье (Gerard Depardieu), и я даже боюсь себе представить что было бы, доверь им Кеннет эту роль. Совершенно точно, что был бы совсем другой фильм.

Сам же Брана смотрится так, будто родился для роли Виктора. Англичанин (ирландец, конечно, но уж никак не америкашка), с лицом воодушевленного аристократа, идеально вписывается в исторический сюжет. Его Виктор Франкенштейн – истовый ученый, человек, поставивший себе целью победить смерть, и отказавшийся ради нее от родных, друзей, возлюбленной... (Вспомните сцену, когда его друг и Элизабет приезжают к нему, а он практически рычит: "уходите!" - еще одна знаковая сцена фильма.) А когда цель достигнута и оказывается, что все его мечты никогда не воплотятся, что он добился совершенно других результатов, - тогда он теряется. Теряется, не в силах принять то, что сотворил, и бросает несчастное создание на произвол судьбы. И это не малодушие, а, скорее, разбитые мечты – так играет Брана. И умирает он в конце фильма потому, что жить ему больше незачем и не для кого.

Чисто визуально - это очень красивая и нарочито снятая в мрачных тонах лента. Бушующие снега и льды Северного Ледовитого Океана, куда заводит Виктора его создание, грязный зачумленный город, совершенно не новомодного "стимпанковского" вида лаборатория Франкенштейна, – все это подогнано друг к другу идеально и снабжено уникальными деталями, что неудивительно, ведь художник-постановщик Тим Харви (Tim Harvey) работал с Кеннетом над всеми его шекспировскими лентами, и они прекрасно знают друг друга. Добавить к этому можно лишь одно - приятно видеть, что европейские зрители разглядели истинную суть этого незаурядного произведения, которое так не походит на предыдущие голливудские версии этой старой печальной истории.