"Жюстина" - это первая большая адаптация одноименного романа Маркиза де Сада (опубликованной в 1791-м году) для большого экрана. Конец шестидесятых годов ознаменовался в Европе всплеском либерализма и отменой цензуры в большинстве стран этого региона, чем не замедлил воспользоваться ушлый британский продюсер Гарри Алан Тауэрс (Harry Alan Towers), решивший, что пришло наконец то золотое время, когда можно начать "доить" Маркиза де Сада, тему которого до этого никто не разрабатывал. Да и права на произведения писателя как нельзя кстати никому не принадлежали (точнее, они были и есть "public domain" - то бишь являются "всеобщим достоянием"), что делало ненужными авторские отчисления и согласование сценария. Сценарий для будущего фильма Гарри Тауэрс написал сам, а для постановки пригласил легендарного испанского трэш-стахановца Джесса Франко, с которым он уже успел поработать на нескольких проектах и который, по его мнению, идеально подходил на роль режиссера, способного достойно воплотить весь эротизм произведения на большом экране. Естественно, Франко согласился, ведь для него это была не только идеальная возможность перенести на экран прозу Де Сада, которого он очень любил, но и реальная возможность поработать с большим (относительно, конечно) бюджетом, чего с ним никогда раньше не случалось :)

"Marquis de Sade's Justine" стал самым дорогим фильмом в карьере Джесса Франко. У ленты было несколько сопродюсеров (основным из которых была легендарная американская контора AIP (American International Pictures)) и общий бюджет составил чуть больше миллиона долларов, что позволило Франко не только "разойтись" в масштабе постановки (в фильме огромное число красивейших локаций, среди которых два здания выдающегося архитектора девятнадцатого века Антонио Гауди (Antonio Gaudi), много костюмов, массовки, и т.п.), но и пригласить на некоторые роли "именитых" и относительно дорогих актеров (Klaus Kinski, Howard Vernon, Jack Palance, Mercedes McCambridge, Sylva Koscina). Однако большой бюджет имел и свои минусы, а именно - диктат продюсеров. В частности это выразилось в том, что на основную роль Жюстины вместо Розмари Декстер, которую планировал снимать Франко (вплоть до того, что актриса выучила текст роли и провела немало репетиций), и которую в конечном итоге он задействовал в качестве коварной проститутки Клодин, продюсеры выдвинули Ромину Пауэр, семнадцатилетнюю дочь известной на тот момент актерской пары Тайрон Пауэр и Линды Кристиан (Tyrone Power & Linda Christian). "Пришло время дать дорогу детям наших актеров" - так обосновали свое решение заокеанские продюсеры, и Джессу эту дорогу девочке пришлось дать, не взирая на ее юный возраст и пустую голову, постоянно жующую "bubble gum" :) Вторая трудность, с которой пришлось столкнуться Франко во взаимоотношениях со своими заокеанскими боссами - имя композитора Бруно Николаи (Bruno Nicolai, в свое время аранжировщик и дирижер для великого Энио Морриконе), которого американцы нанимать ни за что не хотели. Однако это свое решение Франко удалось отстоять - он просто пригласил продюсеров в Рим, где Бруно Николаи сыграл написанные им мелодии для фильма, после чего у американцев уже не было никаких сомнений и они моментально дали "добро" на контракт. И не ошиблись, ибо музыка Николаи в этом фильме действительно потрясающая, и даже когда сама картина уже давно сошла с экранов кинотеатров, ее саундтрэк издавался и успешно раскупался на протяжении добрых десятка лет!

Однако от истории создания фильма пора переходить к его непосредственному содержанию, и для тех, кто читал произведение Де Сада, особенных сюрпризов не будет. Фильм повествует о жизни двух сестер, невинной и наивной Жюстины и прагматичной Жюльетты. После смерти родителей девушек выгоняют из монастыря, в котором те обучались, со ста кронами в кармане и благословением. Жюльетта тут же отправляется в престижный парижский публичный дом, чтобы там начать взбираться по лестнице жизненного успеха, плюя на все моральные и иные законы человеческого общества, которым ее обучали благочестивые монашки, в то время как невинная Жюстина сбегает из этого ужасного места разврата и становится предоставленной самой себе, ибо Жюльетта остается в публичном доме и искать сестру не собирается. Но очень скоро Жюстина узнает, что мир совсем не идеален, и что с ее "благочестием" и невинностью делать в нем, по сути, нечего, ибо вся ее самостоятельная жизнь превращается в череду жестокого обмана, унижений, преследований и пыток. А в то время как невинная Жюстина страдала и плакала, ее более рассудительная "испорченная" сестричка Жюльетта (жестокая ирония Де Сада ;)) активно карабкалась вверх по социальной лестнице, не брезгуя для этого ничем - ни моральными принципами, ни даже убийством... В конце картины две сестры встречаются, и мы наглядно видим результат их поведения и жизненной позиции - Жюльетта стала богатой и влиятельной особой, женой королевского министра, а голодную и грязную Жюстину в обносках и тряпье чуть не вздернули на виселице за преступления, которых она не совершала... Мораль сей басни оказалась весьма наглядной :)

Однако благодаря малолетней Ромине Пауэр, фильм получился совсем не таким, каким его задумывал Франко. У Маркиза Де Сада, да и по задумке Франко, Жюстина постепенно превращается в существо, которой по настоящему начинает нравиться вся та боль и унижения, которые с лихвой сыплются на ее голову, в то время как Пауэр просто не способна была передать эту внутреннюю трансформацию на экране, ибо не обладала абсолютно никаким актерским дарованием, что вдвойне бесило Франко. Все, чем обладала Пауэр - это действительно "невинной" внешностью милой пай-девочки, что и пришлось эксплуатировать режиссеру, в результате чего картина получилась не о трансформации личности в мазохиста, а о злоключениях самой невинности в жестоком мире людских свиней, но с неизбежным хэппи-эндом и обретением заслуженного счастья в конце :) Неспособность Пауэр играть, конечно, весьма удручает (зато многих наверняка порадует тот факт, что обнажаться перед камерой девочка научилась вполне неплохо ;)), но зато в этой картине мы можем наблюдать как минимум три образчика отличного актерского мастерства. Первый из них, это конечно Клаус Кински, исполнивший здесь роль Маркиза де Сада, заключенного в темницу и пишущего там свою нетленку про злоключения "самой невинности" Жюстины, и окруженный обнаженными фантомами его безумия. Перформанс актера просто великолепен, хотя если вспоминать историю, то эпизоды эти некорректны, ибо во время написания "Жюстины" Маркиз был еще свободным человеком :) Вторая актерская работа, заслуживающая отдельного упоминания, это конечно же перформанс ветерана спагетти-(и просто)-вестернов Джека Пэлэнса (Jack Palance), исполнившего здесь колоритную роль безумного предводителя садистской секты. По заверению Джесса Франко, во время съемок актер был постоянно пьян (вставая в семь утра, он начинал "дринчить" вино и заканчивал это занятие, лишь отходя ко сну), но на его актерском мастерстве это нисколько не отразилось, скорее даже наоборот - придало его персонажу еще больше безумия и экспрессии, чем, наверное, Джэк сам хотел :) В любом случае - результат его работы получился просто потрясающим. Ну, и третья актерская работа, достойная отдельного упоминания - это роль Жюльетты, которую исполнила Мария Ром. Будучи в то время лишь начинающей актрисой (и подружкой продюсера по совместительству ;)), Мария, тем не менее, "раскрыла" свой персонаж полностью, показав очень хорошие исполнительские способности, особенно для начинающей актрисы.

Что касается технической стороны дела, то эта одна из немногих картин Франко, в которой используется затейливая игра со светом и действительно хорошее качество съемок и монтажа. Видимо, большой бюджет действует благотворно даже на самых что ни на есть трэш-режиссеров, ибо у них, неожиданно для них самих, появляется время сделать все рассудительно, не спеша, и не за "один заход". Так лучилось и с Франко, и этот фильм у него получился очень неплохим, с хорошими съемками, грамотной работой со светом, отличными (за некоторыми исключениями) актерами и качественным монтажом. Конечно же, у фильма есть и недостатки (Ромину Пауэр в качестве главной героини мы к ним не относим ;)) - к примеру, он немного затянут, и некоторые эпизоды вполне можно было бы сократить без ущерба для всей картины, но в общем и целом все сделано очень и очень неплохо, то бишь хорошо.

Как обычно для Франко, у этого фильма есть несколько версий разной степени "порезанности". Больше всего картина пострадала от ножниц цензоров в Англии (что неудивительно), и, как это ни странно, в Америке. Однако там фильм порезали не из-за цензурных соображений, а по соображениям маркетинга, ибо боссы из AIP посчитали, что как самостоятельная картина продолжительностью 120 минут, "Жюстин", что называется, "не потянет". Поэтому фильм был сокращен аж на полчаса и в таком виде выпущен в прокат под названием "Deadly Sanctuary", где и "катался" по драйв-инам с относительным успехом в составе "double features" программ (два фильме по цене одного).

"Marquis de Sade's Justine" ни в коем случае не является шедевром, и как адаптация оригинального произведения выполняет свою роль лишь на пятьдесят процентов (ибо изменена сама идея романа Де Сада), однако для Франко это почти что шедевр, если сравнивать данную картину с другими его "откровениями". Конечно, этот фильм не рассчитан на широкую аудиторию современных зрителей (ибо именно на самую что ни на есть широчайшую аудиторию он был рассчитан во время своего выхода в 1979 году :)), но все поклонники европейского культа, Маркиза Де Сада, или просто отпетые эротоманы, я уверен, получат удовольствие от ее просмотра. Коллекционерам иметь сей фильм в своих коллекциях, я думаю, тоже не повредит. Остальным же - принимать по указанию лечащего (от недостатка извращенных сексуальных фантазий) врача... ;)