После впечатляющего фестивального и зрительского успеха своей дебютной ленты "Cronos" (1993), молодой талант из Мексики Гильермо Дель Торо стал в Голливуде нарасхват, и первыми ухватились за паренька предприимчивые братья Вайнштейн (Bob и Harvey Weinstein) из MIRAMAX, предложив ему снять для них "creature feature". Что Гильермо и сделал, написав вместе с Мэтью Роббинсом (Matthew Robbins) сценарий по мотивам короткого рассказа американского фантаста Дональда Вольхайма (Donald A. Wollheim) и поставив картину за фантастические по его меркам и весьма некислые по всем остальным 30 миллионов долларов. Обе стороны, однако, остались крайне недовольны результатом...

Вездесущие тараканы распространяют на Манхэттене новое смертельное заболевание, поражающее, в основном, детей, поэтому ученые создали генетически модифицированного насекомого, энзимы которого убивали переносчиков заразы и остановили, тем самым, эпидемию. Однако через три года выяснилось, что выведенные в лаборатории мутанты, которые должны были подохнуть через полгода после проведения эксперимента и не оставить потомства, на самом деле активно плодятся в туннелях нью-йоркской подземки, мутировав в нечто намного более пугающее и зловещее.

Пугающим, по идее, должен был стать и первый голливудский проект Дель Торо, который своей работой над "Хроносом" доказал, что вполне способен создать более чем неуютную и малоприятную атмосферу сентиментального ужаса. Но Голливуд с его миллионами, это вам не Мексика, и режиссер-новичок, пусть даже и заслуженный у себя на родине, в американской системе кинопроизводства никто, в то время как продюсер "всему голова". Точнее продюсеры, которых у этого фильма аж двенадцать человек и в список которых каким-то образом затесался датчанин Оле Борнедаль (Ole Bornedal), известный жанровому зрителю своим "Ночным Сторожем" ("Nattevagten", 1994). Заправляли всем, однако, братья Вайнштейны, один из которых, Боб, особенно активно докучал молодому таланту, постоянно тусуясь на площадке и указывая, что ему снимать, а что нет. В результате, Гильермо никогда больше не работал с Вайнштейнами и после выхода фильма в прокат активно раздавал интервью, в которых заявлял, что вышедшая на экраны лента ему не принадлежит. Ведь "права первой ночи", то бишь привилегии "the final cut", у него не было, и братья Вайнштейны порезали фильм на свое усмотрение.

Однако через десять с небольшим лет Дель Торо в Голливуде набрал существенный вес и смог в 2011-м году выпустить "director's cut" версию фильма, которая идет на шесть минут дольше театральной. И я бы не сказал, что она существенно лучше продюсерской версии, ибо страдает все теми же очевидными проблемами. Конкретно - практически полным отсутствием необходимой в жанровом кино такого рода динамики, когда во время просмотра складывается впечатление, что режиссер лишь бесконечно "запрягает", не желая доводить дело до логического конца. В картине слишком много откровенно затянутой экспозиции и очень мало интересного экшена, в котором зритель мог бы рассмотреть отличный дизайн монстров, над созданием которых трудился, в частности, легендарный Rob Bottin. Но даже там, где экшен есть, он получился у Гильермо каким-то блеклым и натужным, как будто его насильно заставляли снимать эти сцены (вполне возможно, так и было ;)), а он хотел и дальше любоваться мутировавшими насекомыми и смаковать подробности их непростой подземной жизни. Натужный экшен, кстати, вдвойне удивителен, ибо эти сцены обычно дают на откуп вторым режиссерам (second unit director), одним из которых был Robert Rodriguez, а у него со съемкой крутого экшена никогда проблем не было. Но вот поди ж ты...

Стилистически картина получилась у Вайнштейнов весьма странной. С одной стороны в ней есть немало фирменных визуальных (долгие планы, недоосвещенные локации, крупным планом насекомые) и тематических ("дружба" ребенка-аутиста с монстрами, например) фишек Дель Торо, но при этом полностью провалена динамика, а сама тема фильма оттолкнет от себя немалое количество людей, которым исключительно противны насекомые. В результате при заявленном бюджете в тридцать миллионов долларов в прокате Штатов "Mimic" заработал лишь двадцать пять с половиной, что не помешало Вайнштейнам, однако, выкинуть на видео еще два сиквела, к которым Дель Торо, разумеется, уже не имел никакого отношения. Посмотреть его голливудский дебют поклонникам режиссера должно быть интересно, но шедевра от него не ждите, даже в "режиссерской версии"...