В мире есть немало деятелей шоубизнеса, которые больше известны своими скандалами, нежели творчеством, и Джим Ван Беббер из их числа. Я уверен, что даже среди ярых поклонников культа и трэша найдется немного людей, которые видели его дебютную полнометражку "Deadbeat at Dawn" (1988), зато немало киноманов заслушивалось сообщениями автоответчика Дона Мэя мл. (Don May Jr., совладелец Synapse Films), на которых в говно пьяный Ван Беббер истерично выражал свое недовольство трансфером "Deadbeat at Dawn" для DVD релиза Synapse, и обещал следить за Доном "like a fucking hawk". Бедняга Мэй был даже вынужден обратиться в полицию, которая и оградила его от "взбунтовавшегося артиста", больше известного своими неадекватными выходками (на съемках все того же "Deadbeat at Dawn" он метал в актеров настоящие "звездочки" ниндзя, находя это исключительно забавным) и музыкальными видео для американской death-metal банды NECROPHAGIA, чем фильмами. Однако с выходом "The Manson Family" ситуация может измениться, ибо теперь отчетливо видно, что Ван Беббер не просто псих, но псих действительно талантливый... ;)

Этот проект вообще уникален, так как в мире вряд ли найдется много фильмов, производство которых заняло долгих 15 лет! А началось все в далеком 1988-м, когда двадцатичетырехлетний Ван Беббер, бросив киношколу, с головой погрузился в независимое андерграундное кино, взяв в банке кредит для окончания обучения и сняв на него свой культовый crime/action "эпик", "Deadbeat at Dawn". Именно тогда, воодушевленный первыми успехами, его партнер и кинооператор Майк Кинг (Mike King) предложил Джиму по-быстрому сварганить exploitation-фильм о преступлениях "семьи" Мэнсона, "подняв" на этом немного деньжат. Пока Ван Беббер заканчивал "Deadbeat at Dawn", Майк Кинг написал сценарий, который Джиму совершенно не понравился, но его структуру он взял за основу для создания своей версии. Засев за "ресёчь", режиссер быстро убедился в том, что ему совсем не хочется снимать дешевый "эксплоитейшн по мотивам", а хочется сделать серьезное псевдодокументальное исследование феномена культа Мэнсона и непредвзято воссоздать всю цепь событий, приведших, в конечном итоге, к шокирующим преступлениям. Для этого он не стал встречаться с настоящими участниками "семьи", а засел за чтение многочисленных свидетельств очевидцев и материалов судебного процесса, пытаясь вычленить оттуда наиболее достоверные детали. В результате этого на свет появилась шестидесятистраничная версия сценария с базовой структурой фильма, ключевыми событиями и диалогами, а весь дополнительный материал Джим решил снимать "по ходу пьесы". Как оказалось впоследствии, этот "ход" растянулся почти на десять лет, и еще пять потребовалось на post-production.

Имея на руках небольшое количество денег, 16-миллиметровую камеру и молодых студентов актерского факультета в качестве основных исполнителей, в конце 1988-го года Ван Беббер начал съемки "Charlie's Family" (тогдашнее название фильма) в родном Огайо, вместо Калифорнии, где происходили оригинальные события. Поначалу все шло неплохо - молодые люди активно пили, курили травку и бегали голыми, участвуя в групповом сексе и "семейных" оргиях. Основные действующие лица неплохо вжились в свои образы, и "drugs & free love" lifestyle "детей цветов" у них получилось передать великолепно, чему особенно способствовал сознательный "закос" Ван Беббера под фильмы того периода и "cinema verite". Однако вскоре деньги кончились, и начались проблемы. Для продолжения съемок Ван Беббер был вынужден работать курьером и постоянно сдавать кровь, что финансировало несколько съемочных дней в месяц. Эта ситуация продолжалась, по сути, годами, хотя параллельно Ван Беббер снимал короткометражки и клипы для своих друзей из Skinny Puppy и Front Line Assembly. Многие из тех, кто начинал сниматься в этом проекте, с течением времени потеряли к нему всякий интерес, к примеру, так случилось с Марсело Геймсом, исполнителем роли Мэнсона. Впрочем, потеря "Мэнсона" не стала критичной для проекта, ибо во-первых, бОльшая часть материала "из шестидесятых" уже была снята с его участием, а во-вторых - фильм изначально не фокусировался на его фигуре, показывая именно быт "семьи", а не ее харизматичного лидера. В 1995-м, через семь лет после начала съемок, Джим отснял эпизоды с современными последователями культа Мэнсона в виде татуированных и пирсингованных подростков готик-фетишистской наружности, продолжающих дело своего кумира. А еще через год он доснял недостающие "интервью" с основными участниками тех событий, видимо постаревшими исполнителями главных ролей.

Почти через десять лет после начала съемок весь материал для фильма был готов, и режиссеру лишь осталось собрать его воедино, для чего снова понадобились деньги, которых не было. Черновую двухчасовую монтажную версию Ван Беббер показал своему давнему приятелю, монтажеру Майклу Капоне (Michael Capone), который сразу же посоветовал картину перемонтировать, ибо у Ван Беббера она начиналась с эпизода убийства четы LaBianca, про который вообще мало кто знает. Послушавшись приятеля и попросив у него помощи, в 1997-м Ван Беббер снова засел за монтажный стол, подготовив промежуточную версию для демонстрации на нескольких жанровых фестивалях, где незаконченная лента получила два приза. Именно эти призы вдохновили нескольких инвесторов предложить деньги на завершение проекта, и ванбебберовское счастье было близко, но... Но все в очередной раз проеб..., простите, просра..., извините, провалилось! Это, разумеется, серьезно подкосило режиссера, который на несколько лет ушел в тотальную депрессию, сопровождавшуюся периодическими запоями и конфликтами со всеми, с кем только можно. Если бы не его истерические нападки и угрозы в адрес Дона Мэя младшего, то именно Synapse, возможно, дала бы средства на завершение работы над кинематографическим долгостроем, во всяком случае, Дон Мэй искренне хотел помочь Ван Бебберу. Однако после известных событий ни о какой помощи уже не могло идти и речи, и если бы не другие короли DVD-культа в лице Билла Лустига (William Lustig) и его компании Blue Underground, то "Семья Мэнсона" в законченном виде вообще могла бы никогда не появиться. Но Биллу Джим, видимо, просто не успел еще нагадить, поэтому и получил предложение, от которого не смог отказаться. Именно Blue Underground выделила недостающие средства на завершение post-production, став совладельцем авторских прав на картину. В результате, фильм был окончательно доведен до ума и появился в ограниченном прокате Штатов и Британии в 2003-м, собрав по обе стороны океана совершенно противоположные рецензии. Если в Штатах многие критики оценили фильм довольно высоко, то в Британии наоборот, бОльшая часть рецензий была негативной, и связано это, скорее всего, с тем фактом, что американцам история Чарли и его "семьи" намного ближе и понятней, чем европейцам.

На самом деле, столь долгий производственный период пошел картине лишь на пользу, серьезно улучшив ее во многих аспектах. Регулярные переключения с "сегодняшнего дня" на события тридцатилетней давности происходят органично, а интервью, участники которых описывают одни и те же события совершенно по разному, придают картине дополнительной аутентичности и глубины. Ван Беббер не желает судить участников тех событий, а пытается наиболее, с его точки зрения, независимо и беспристрастно воссоздать их, наблюдая за постепенной эволюцией "семьи" Мэнсона из обыкновенной коммуны обдолбанных хиппи в псевдорелигиозную преступную группировку кровавых убийц, действующих с особой жестокостью. Разумеется, в картине присутствует огромное количество обнаженки, наркоты и алкоголя, а ночная сцена кровавой оргии, во время которой перерезают горло собаке, пьют ее кровь, активно совокупляются и "распинают" Чарли Мэнсона, я уверен, оставит в вашей душе неизгладимое впечатление. Равно как и натуралистическое воссоздание преступлений семьи Чарли, сдобренное немалой долей психоделики и ультракровавой жестокостью, когда зритель буквально физически ощущает потоки ненависти и животного экстаза смерти. Это, доложу я вам, довольно сильное зрелище. И очень талантливое, ибо Ван Бебберу не только удалось удачно совместить различные стилистические и кинематографические приемы, но еще и вытащить из своих актеров все, на что те были способны. Ну и, разумеется, серьезно воздействовать на зрителей, для многих из которых этот фильм наверняка будет шокирующим и неоднозначным. Неоднозначным как по своему непосредственному содержанию, так и по заложенным в него идеям и интерпретациям событий. Лично мне импонирует открытый месседж Ван Беббера о том, что и тридцать лет спустя в американском обществе не перевелись свои "локальные Мэнсоны", все так же убивающие неугодных. Мне очень понравилось стилистическое решение картины как в визуальном, так и в музыкальном плане (в ней звучит немало композиций самого Мэнсона и сайд проекта cEvin Key из Skinny Puppy, Download), а также фишка с конечными титрами, которые ползут не снизу вверх, а сверху вниз, что явно намекает на сатанинскую сущность Чарли. По сути дела, мне в этом фильме понравилось все, хотя шедевром он и не является. Широкая аудитория наверняка воспримет ленту неоднозначно, хотя ее образовательная и культурно-кинематографическая ценность очевидна, поэтому я бы порекомендовал ее к просмотру всем думающим людям, а не только поклонникам культа и всего "экстремально-необычного". Надеюсь, что "Семья Мэнсона" не станет последним полнометражным фильмом талантливого психопата Ван Беббера, и для реализации следующего проекта у него уйдет чуть меньше пятнадцати лет... ;)