Судьба режиссерского дебюта Кэтрин Бигелоу, известной постановщицы таких "громких" (и в определенных кругах культовых) картин как "На Гребне Волны" и "Странные Дни", а также бывшей жены знаменитого "властителя мира" Джеймса Кэмерона, оказалась столь же непростой и интересной, как и вся карьера ее создательницы. Бигелоу, талантливая художница и вообще "человек искусства", серьезно обратила свой взор на кинематограф в начале восьмидесятых, когда в 1982-м году совместно с Монти Монтгомери (Monty Montgomery) написала и поставила психологическую драму "The Loveless" с молодым Уильямом Дефо (Willem Dafoe) в главной (и вообще его первой в кино) роли. Критики и публика картину не сказать, чтобы полюбили, но уникальный визуальный стиль фильма, в чем была большая заслуга Бигелоу, заметили. Не питая особенных надежд на продолжение кинокарьеры, Кэтрин тем не менее продолжила писать сценарии вместе с Эриком Редом (Eric Red, в частности, сценарист "Попутчика" с Рутгером Хауэром), и за короткое время у партнеров на бумаге были готовы два фильма - "Undertow" и "Near Dark". Кэтрин и Ред договорились следующим образом: если кто-то заинтересуется их работой, то фильм "Undertow" пойдет в производство первым и ставить его будет Ред, а "Near Dark" идет "на откуп" Бигелоу. Все, однако, получилось наоборот - сценарием "Near Dark" моментально заинтересовался продюсер "Попутчика" Чарльз Микер (Charles R. Meeker), а вот "Undertow" никого не впечатлил, и фильм со скрипом вышел лишь в 1996-м году. Микер сразу предложил Бигелоу шесть миллионов бюджета (типичный бюджет "независимого" B-movie того времени) и режиссерское кресло, но с условием того, что если ему не понравится, как Кэтрин будет работать над картиной в первую неделю - он ее заменит. Но заменять никого не пришлось, ибо девушка справилась со своими режиссерскими задачами великолепно, показав в своем соло-дебюте ("The Loveless" полноценным режиссерским дебютом считать нельзя, ибо там она работала с ко-директором, а ее самый первый фильм под названием "The Set-Up" 1978-го года был студенческой короткометражкой) недюжинный талант.

Изначально картина задумывалась как вестерн, но этот жанр к тому времени уже давно "приказал долго жить", в то время как хоррор был в самом расцвете сил, поэтому создатели просто скрестили два жанра, получив оригинальный гибрид "современного вестерна" и вампирского фильма. Не желая, однако, следовать надоевшим клише "готическо-вампирского хоррора", а желая создать нечто действительно оригинальное, Бигелоу убрала из своего фильма практически все элементы, обычно ассоциировавшиеся у зрителя с вампирским кино. В фильме вы не увидите никаких распятий со святой водой и не услышите "отчиток" из Библии. Более того, даже самого слова "вампир" в фильме не произносится ни разу, а у "вампирских" персонажей нет клыков. "Вампирами" этих людей (людей ли уже?) можно назвать лишь потому, что они пьют кровь, очень долго живут (возможно, даже вечно), а их раны быстро регенерируют. Ах, ну да, и еще они не переносят солнечный свет :) Посмотрев незадолго до начала работы над картиной фильм Джеймса Кэмерона "Чужие", Бигелоу сразу поняла, кого она хочет видеть в основных ролях вампирской шайки - Лэнса Хэнриксона как главаря банды, Билла Пэкстона как его основного помощника и Дженет Голдштейн как "мать вампирского семейства". Будучи девушкой воспитанной и интеллигентной, Кэтрин даже позвонила Джэймсу Камерону, чтобы узнать, как он относится к тому факту, что она по сути дела "крадет" основной cast его фильма, на что Джеймс великодушно "дал добро", сказав, что он "cool about it". Таким образом, трое основных "борцов с Чужими" превратились в вампиров... ;) Правда Джеймс, в свою очередь, тоже не остался в долгу и использовал байкера (Robert Winley), которого в этом фильме жестоко убивают в баре, в своей картине 1991-го года "Терминатор-2", где "вечному байкеру" уже "достается на орехи" от Арнольда, и тоже в баре (сначала киборг кидает его на горячую плиту, а потом раздевает :)).

Практически весь съемочный период, а это 47 дней, актеры провели работая ночью, и через какое-то время стали жить странной жизнью своих персонажей (бодрствуя по ночам и отсыпаясь днем), почти "не выходя из образа". Лэнс Хэнриксен, к примеру, развлекался тем, что ездил по округе на машине и пугал своим потусторонне-зловещим поведением одиноких попутчиков, а один раз он так напугал дорожного полицейского, что тот его чуть не пристрелил, долго не внимая уверениям Лэнса, что он просто актер, который снимается неподалеку в вампирском кино :) Надо сказать, что такое экстремальное "вхождение в образ" очень сильно пошло на пользу всему фильму, так как происходящим на экране событиям и игре актеров веришь безоговорочно - да, именно так и могут жить кочевые вампиры современности. Очень реалистично.

Фильм рассказывает историю молодого "ковбоя" (а проще говоря, сына фермера) Калеба Кольтона, который однажды ночью "зацепил" странную девчонку. Девушка эта, по имени Мэй, вместо того, чтобы "перепихнуться" в машине, как того ожидал Калеб, укусила парня за шею и бросилась бежать по проселочной дороге - вставало солнце... Как и следовало ожидать, укушенный Калеб Колтон очень быстро стал "перерождаться", что вылилось в его плохое самочувствие и тот факт, что лучи восходящего солнца стали причинять ему ожоги, и из парня натурально пошел дым. Однако шайка вампиров, к которой принадлежала Мэй, не оставила молодого человека подыхать на залитом солнцем поле, а затащила в своей трейлер, с чего и началось долгое путешествие Калеба в мир тьмы...

Как я уже говорил выше, фильм получился очень реалистичным. По сути дела, мы наблюдаем за каждодневной (точнее, "каждоночной") рутиной непростого вампирского существования в современном нам "цивилизованном мире". Можно сказать, что Калеб попал в семью вампиров, где есть лидер и его спутница жизни (Хэнриксен и Голдштейн), бугай-заводила и его младший брат (Пэкстон и Джошуа Джон Миллер), а также молодая "дочь" Мэй, влюбившаяся в смертного (Дженни Райт). Милая семейка, а для кого-то и волчья стая, колесит по огромным территориям Америки, постоянно меняя машины и "подъедая" зачастую глупых и наивных людей. Многие из них ведут такую кочевую жизнь больше сотни лет, и в этом они похожи на цыган, у которых нигде нет собственного дома, но которые уже давно привыкли к такому образу жизни и не видят в этом неудобств. У них есть лишь одна неприятная проблема - солнечный свет, ну и еще одну проблему подкинула им "дочурка", в лице своего возлюбленного Калеба Кольтона, которого девушка "обратила" в вампира. Калеб не смог стать "частью семьи", отказываясь убивать ради собственного пропитания, а посему в конечном итоге был неизбежен конфликт, который, очевидно, не мог привести ни к чему хорошему...

Все без исключения актеры сработали на этой картине на самом высоком уровне - их персонажи получились, что называется, "из плоти и крови", их действия логичны и понятны, а значит - достоверны. Операторская работа Адама Гринберга (Adam Greenberg, один из лучших операторов Голливуда, снявший, в частности, и обоих Терминаторов) просто вне всяких похвал, а то, как он снял предрассветные часы и ночные уличные сцены - просто загляденье. Режиссура Бигелоу, ее уникальное чувство стиля, интересные идеи и эстетский визуальный ряд, серьезно выделяют этот фильм из общего жанрового потока и ставят его на несколько ступенек выше большинства фильмов схожей тематики. То, что данная картина моментально стала культовой, как я считаю, практически полностью заслуга режиссера, ее уникального таланта и чувства стиля. Стоит также отметить и музыку Tangerine Dream, которая как нельзя лучше сопровождает многие ключевые моменты картины (резня в ночном баре, к примеру).

К огромному сожалению, в прокате фильм ждали тяжелые времена. Мало того, что буквально за несколько недель до "Near Dark" в широкий прокат пошел "крупнобюджетный вампирский блокбастер" от Warner Brothers "The Lost Boys" с похожим сюжетом (молодой человек против своей воли попадает в клан бессмертных), так еще и дистрибьютор фильма, DeLaurentiis Entertainment Group (DEG) к тому времени находилась на грани банкротства и просто не смогла сделать фильму достойную маркетинговую кампанию. "Благодаря" всем этим обстоятельствам, даже несмотря на довольно солидное число копий, фильм очень быстро сошел с экранов кинотеатров, не собрав и половины своего скромного бюджета. Правда, "справедливость" все же восторжествовала и вскоре после своего провального проката фильм вышел на видео от мэйджора HBO Home Video, моментально заработав культовый статус и отличную репутацию, в основном благодаря рекомендациям продавцов и "людской молве". Надо сказать, что такое развитие событий не столь уж редко, и зачастую именно на видео фильм не только становится известным широкой публике, но и зарабатывает денег в разы больше театрального проката. Для иллюстрации на ум сразу приходит суперкульт Сэма Рэйми "Зловещие Мертвецы", который находился на первой строчке видео продаж/проката чуть ли не целый год с момента своего первого выхода и принес владельцам копирайта кучу денег...

Подводя итоги, можно сказать, что данный фильм является не только обязательным культовым "тайтлом" для просмотра и "постановки в коллекцию" всех без исключения киноманов, но и яркой иллюстрацией большого таланта Кэтрин Бигелоу, одной из немногих голливудских женщин-режиссеров со своим уникальным стилем и свежими, неординарными идеями. Культовый статус фильма более чем заслужен, а тот факт, что лента является успешным гибридом с оригинальным подходом к теме вампиризма, еще больше повышает кинематографическую ценность ленты. Смотреть всем обязательно!