Австралийцы всегда следили из-за океана за трендами американской киноиндустрии и старались быстренько клепать "горячие", в смысле актуальности, фильмы на экспорт, ведь кинопроизводство в Австралии было намного дешевле. Не обошли своим вниманием они и слэшеры.

Будучи маленькой девочкой, Хелен Селлек несколько раз становилась свидетелем "действий сексуального характера" с участием матери, и в итоге стала катализатором ее гибели в автокатастрофе. Повзрослев, Хелен стала театральной актрисой, но сексуальные кошмары детства из ее головы никуда не ушли, заставив молодую девушку убивать не только трахающихся на улице незнакомцев, но и собственных коллег...

Вот только не надо мне сейчас говорить про "спойлеры", потому что сами авторы картины совершенно не скрывают идентичность убийцы. Более того, они ее всячески подчеркивают, хотя и показывают его (ее) действия классическим слэшерным "видом от первого лица". От такой наглости, честно сказать, я даже сам оторопел, во время просмотра постоянно думая, что ну не может ведь такого быть, и что наверняка Джон Ламонд держит у себя в кармане фигу и в итоге нас ждет какой-то суперхитрый "твист", который перевернет все с ног на голову. Но нет, в конце ленты никаких сюрпризов нас не ждет, и убийцей реально оказывается Хелен :) Причем убийцей довольно скучной, постоянно крошащей своих жертв одним и тем же способом (куском разбитого стекла) без каких-либо изысков или инноваций.

Зато чисто в техническом плане у этой ленты для австралийской киноиндустрии была одна инновация, - использование на тот момент недавно разработанного стэдикама, который в Голливуде уже набирал популярность, а в Австралии еще ни разу не использовался. Ну вот Джон Ламонд и лишил австралийское кино "стэдикамной девственности", впервые задействовав успешную технологию в своем недорогом (бюджет фильма около полумиллиона австралийских долларов), но очень "сисечном" слэшере. Обилие сисек и писек в его картине вполне логично, если принять во внимание упор на психологическую травму убийцы, связанную с сексом. Которым в ленте занимаются много и весьма откровенно, причем в одном моменте настолько, что это смахивает даже на софткорную порнографию. И это, как мне кажется, сказалось на прокатных перспективах "Кошмаров" за пределами Австралии, хотя и в "родных пенатах" фильм не встретили овациями, и он собрал в итоге очень скромные 168 тысяч.

Тут, впрочем, надо сказать, что этот проект запускался "впопыхах" и исключительно ради "освоения" бабла, поэтому никто из творческого коллектива не тешил себя иллюзиями о том, что участвует в "престижном" фильме, да и многие из молодых артистов в те времена только начинали свою карьеру. Как, например, известный ныне телевизионный актер Гэри Свит, для которого "Кошмары" стали профессиональным дебютом, и который теперь называет их "ужасными, дьявольскими", но потом добавляет, что "актерская игра в них, впрочем, была неплоха" :) И с этим не поспоришь, актерская игра в ленте действительно неплоха, как и общее техническое качество, кроме одного момента, - собственно, убийств. Которые сняты однообразно и с монтажно-спецэффектной точки зрения исключительно банально. Ну и еще у ленты нет, по сути, никакого внятного сюжета. Зрителю просто предлагают посмотреть на то, как в течение 80-ти минут психованная девка методично мочит актеров театральной постановки. Поначалу это смотрится неплохо, но ближе к третьему акту начинает утомлять, ибо в картине нет не только никакого развития, но и сами убийства, как я уже отметил выше, весьма однообразные.

Сейчас "Кошмары" имеют лишь историческую ценность в качестве классического образца ничем не замутненного "озплоитейшена" начала восьмидесятых, который современные зрители могут посмотреть на видео совершенно непорезанном. А посмотреть "Кошмары" надо обязательно, просто никаких шедевров от наших австралийских антиподов не ждите.