Ну что ж, господа, голливудская "ремейкомания" последнего времени докатилась и до величайшего сериала всех времен и народов, - "Кошмара на Улице Вязов", начавшегося в 1984-м году с одноименного фильма. Став мегапопулярным поп-культурным персонажем и хоррор-иконой, Фредди Крюгер не только сделал бессменного (до сего времени) исполнителя его роли, Роберта Инглунда (Robert Englund), культовым жанровым актером, но и стал основой успеха небольшого независимого дистрибьютора New Line Cinema, выросшего, благодаря доходам от сериала, в голливудского "major independent". В 1993-м, впрочем, New Line свою независимость потеряла, продавшись компании Теда Тёрнера (Ted Turner) Turner Broadcasting System, которая тремя годами позже слилась в экстазе с медиаимперией Time Warner, которая, в свою очередь, в феврале 2008-го студию, по сути, закрыла, превратив New Line из независимого кинопроизводителя "под своим крылом" в небольшое подразделение Warner Bros... Вот так вот, детки, продавать свой бизнес богатым дядям в строгих деловых костюмах, можно после этого и на улице у разбитого корыта оказаться, как основатели New Line Роберт Шэй и Майкл Линн (Robert Shaye, Michael Lynne). Про разбитое корыто я, конечно, немного загнул, потому что Майкл и Роберт получили от Time Warner щедрые отступные, но свое детище они, при этом, потеряли, ибо со студии их настойчиво "попросили".

По этой причине логотип New Line в начале нового "Кошмара" появляется лишь потому, что фильм студия "представляет", ну и права на всю франшизу у нее, естественно, в то время как его непосредственным производством занималась контора Майкла Бэя, Брэда Фуллера и Эндрю Форма (Michael Bay, Brad Fuller, Andrew Form) Platinum Dunes, ответственная за ремейки "Техасской Резни" ("The Texas Chainsaw Massacre", 2003), "Ужаса Амитивиля" ("The Amityville Horror", 2005), "Попутчика" ("The Hitcher", 2007) и "Пятницы 13-е" ("Friday the 13th", 2009). И проблема то на самом деле не в ремейках как таковых, ведь среди них есть немало качественных фильмов, которые действительно во многих аспектах улучшают и/или расширяют оригинал, а в том, что не надо делать ремейки тех картин, которые и так идеальны, ну или близки к этому. Вот как "Кошмар на Улице Вязов", например. Другая существенная проблема, связанная именно с этим фильмом, заключается в том, что в нем действует известный и уникальный персонаж, образ которого на протяжении восьми лент успешно воплощал один актер, Роберт Инглунд, уже давно ставший для всех "тем самым Фредди", а не безликая машина для убийства в маске, вроде Джейсона из "Пятницы 13-е", которого, положа руку на сердце, может действительно сыграть почти любой парень соответствующей комплекции. У Фредди же есть диалоги, уникальная индивидуальность и безусловная харизма, не говоря уж о том, что характер его персонажа эволюционировал на протяжении восьми фильмов и был отточен Робертом Инглундом до мельчайших деталей, плотно впечатавшись в сознание киноманских масс в качестве культовой иконы. Иконы, канонический образ которой воплощен лишь одним человеком, имя которого, уж вы меня извините, ну никак не Джеки Ирл Хэйли...

Это, собственно, и стало основной ошибкой, или, если пожелаете, "фишкой" ремейка - отсутствие Роберта не только в титульной роли, но даже в самом завалящем камео, что, с моей точки зрения, просто плевок в душу всех фанатов сериала. Вообще, с создателями оригинала продюсеры из Platinum Dunes не церемонились, не только "позабыв" про Инглунда, но и проигнорировав самого Веса Крейвена (Wes Craven), сценариста и режиссера первого "Кошмара". Вес, разумеется, такого отношения к себе не ожидал и сильно обиделся, выразив свое неудовольствие летом 2009-го года в обширном интервью. Инглунд же, на удивление, наоборот, не стал поносить ремейкеров, а высказался в том духе, что, мол, действительно пора уж переснять оригинал с использованием современных технологий вроде компьютерной графики, которых не было у Крейвена в восьмидесятых. Насчет технологий он, конечно же, прав, - у Веса Крейвена их не было, зато вместо них было море креатива и ярких идей, которые, даже не смотря на некоторые огрехи в реализации, вылились в культовую ныне франшизу. А вот у нынешних ремейкеров с идеями очень туго, точнее, ни одной свежей идеи у них вообще нет, - зато есть доступ к компьютерной графике, ну и к оригинальным фильмам сериала, разумеется, из которых большинство сцен понадергали один-в-один. Точнее, понадергали их почти все из самой первой ленты, и лично у меня сложилось такое впечатление, что режиссер просто откопал производственные раскадровки 1984-го года и по ним прямо и снимал, не парясь...

Но явно тут не парился не только режиссер, но и сценаристы, один из которых, Уэсли Стрик (Wesley Strick), является автором такого феноменального маразма, как "Doom" (2005), помимо прочих "Арахнофобий" ("Arachnophobia", 1990). Результат его трудов вы можете себе представить, и если честно, то я бы просто назвал это плагиатом, ибо все, что сделал господин Стрик со вторым сценаристом Эриком Хайссерером (Eric Heisserer), так это поменял имена действующих лиц из первого фильма, перетасовал и чуточку изменил некоторые убийства, ну и еще сделал Фредди педофилом...

Итак, сюжет, для тех, кто в танке. В тихом американском городке Спрингвуд (Springwood) некоторым подросткам стал во сне являться зловещий обгорелый человек в красно-зеленом свитере и с перчаткой из ножей на правой руке. Если во сне он убивал тебя, то умирал ты наяву, передавая "эстафету" следующей жертве. Но отважная девушка Нэнси Холбрук не захотела мириться со своими кошмарами, поэтому нашла способ вытащить маньяка из сна и убить его, отсрочив на некоторое время появление сиквела... ;)

Базис, как видим, остался без изменений, но "креативные" сценаристы переработали некоторые детали. Первое, что они сделали, так это изменили "статус" Фредди с "убийцы детей" на простого педофила, лапавшего девочек и мальчиков в подвале детского сада, где он работал садовником. Соответственно, и "замочили" его родители детишек не за убийства их отпрысков, и не после того, как суд оправдал Фредди из-за технической зацепки, найденной адвокатом, как это было в оригинале, а совершили банальный самосуд после рассказов своих деток о добром дяденьке Фредди, который "играл" с ними в "секретной пещере". Благодаря этому изменился и мотив самого Фредди, который в оригинале убивал детей только тех родителей, которые участвовали в его линчевании, а в ремейке он убивает лишь детишек, которые на него в свое время донесли. Детишки эти, при этом, отчего то все как один потеряли память и ничего о тех событиях не помнят, и даже не имеют представления о том, что ходили все вместе в один детский сад, что является уже откровенным сценарным бредом. Бредом, которого в этом фильме предостаточно, хотя в оригинале все было выстроено довольно стройно.

Желая переработать образ Фредди, вернув ему изначальную зловещесть, создатели ремейка не только взяли на его роль другого актера, бывшую звезду молодежных фильмов конца семидесятых и начала восьмидесятых Джеки Ирла Хэйли (который, кстати, в 1984-м пробовался на роль в оригинальном "Кошмаре", придя на пробы со своим другом Джонни Деппом... ;)), но и дали ему новое лицо, сделав грим похожим на реальные ожоги. Претерпел изменения и голос Крюгера, которому добавили "потусторонней зловещести" с помощью цифровой обработки, сделав из него, по сути, стандартного монстра. Да, господа, как это не печально, но из веселого шутника-балагура, каким мы знаем Фредди в исполнении Роберта Инглунда, создатели ремейка слепили очередного "типа страшного" монстра с "потусторонним" голосом и серьезностью паровоза, тихо плетущегося по запасному пути. Конечно, в первой части оригинальной франшизы "старый Фредди" еще тоже не особо балагурил, действительно стараясь напугать, но даже в ней его инфернальный сарказм нет-нет, да и давал о себе знать, а в ремейке на него нет даже намеков, превращая "нового Фредди" в обычное маньячное пугало для особо впечатлительных тинейджеров. Пугало, которое на самом то деле не особо пугает, потому что режиссер всего этого действа, клипмейкер Сэмюель Байер, очевидно не справляется не только с полным метром, но и с нагнетанием необходимой атмосферы и саспенса, чтобы немногочисленные "пугалки" действительно заработали. В итоге мы имеем скучную кальку с оригинала, в которой чуть ли не один-в-один переснята половина "Кошмара" 1984-го года и где ходит банальное маньячное пугало вместо интересного и уникального персонажа. А еще мы имеем: анемичную и явно слабую режиссуру; местами откровенно маразматический сценарий; посредственную игру большинства актеров, играть которым, впрочем, почти нечего; банальную музыку, лишь с небольшими намеками на гениальную музыкальную тему всей франшизы; и компьютерные спецэффекты, которые выглядят ХУЖЕ, чем в оригинале (выход Фредди из стены). А еще в ремейке почти не звучит культовая считалочка и эпизоды снов не имеют "dreamlike quality", что убивает их чуть более, чем полностью. Такие дела... :(

Окей, хорошо, на творческом фронте все очень плохо, тогда давайте взглянем на фронт коммерческий, как у фильма обстоят дела с прокатом. А тут все неплохо, во всяком случае, пока. При производственном бюджете в тридцать пять миллионов долларов за первый уикенд проката фильм заработал в Штатах почти тридцать три миллиона, дебютировав на первом месте бокс-офиса. Круто? Круто! Но только если не сравнивать с оригиналом Крейвена, который при бюджете около двух миллионов заработал в прокате 1984-го года двадцать пять с половиной. И заработал он эти деньги всего с трехсот восьми экранов, а не с трех тысяч трехсот, на которых сейчас идет ремейк... Идет, пока не расползлись по Интернету мнения фильм посмотревших, а мнения эти, в большинстве своем, негативные. Не приласкали фильм и критики, большинство из которых дали ему низкие оценки и уничижительные рецензии, вполне им, впрочем, заслуженные. Потому что "не надо чинить то, что не сломано", как говорят в Америке, и если хочешь сделать ремейк старого фильма, то пересними картину действительно слабую, а не суперкультовый хит, на котором выросло уже не одно поколение киноманов всего мира. К сожалению, даже не смотря на негативные отзывы и возможные падения сборов на втором и третьем уикенде проката, нас ждет как минимум два сиквела нового "Кошмара", во всяком случае господин Ирл Хэйли подписал контракт на три фильма, да и Руни Мара уже подписана на сиквел. И это, доложу я вам, ужасно, потому что в мире нету ни одной причины, кроме беспринципной жажды наживы, по которой ремейк "Кошмара на Улице Вязов" должен существовать, я уж не говорю про его сиквелы. Но так как он, все-таки, существует, то я могу вам посоветовать лишь не смотреть его, чтобы сохранить незапятнанным светлый образ шутника и балагура Фредди Крюгера, конструировавшего некогда такие креативные сны для молодых людей...