Этой, ныне уже классической, картиной молодой тогда режиссер Джордж Ромеро открыл первую главу в серии своих фильмов об оживших мертвецах (продолжением которой стали "Dawn Of The Dead" и "Day Of The Dead"). Снятый за смехотворные деньги (114.000 долларов) на черно-белую пленку и практически на голом энтузиазме своих создателей, фильм, тем не менее, получился для своего времени не только весьма впечатляющим, но и во многом революционным, проигнорировав многие "неписаные правила" кинопроизводства. Ни один из крупных (впрочем, как и мелких) тогдашних кинодистрибьюторов долгое время не осмеливался прокатывать фильм в кинотеатрах, и только небольшая компания Walter Reade's Continental Films решилась взять его для проката в "драйв-инах". Надо сказать, что компания не прогадала (чего не скажешь о создателях, которых, практически, попросту "кинули"), и фильм собрал внушительную (для своего бюджета и статуса, разумеется) кассу. Причем его популярности способствовали многочисленные скандалы и газетные публикации вузмущенных "неприкрытым насилием и откровенным показом жестокости" граждан. Но все это было лишь на руку фильму, способствуя небывалому росту его популярности...

...Молодая девушка Барбра и ее брат Джонни приехали на тихое кладбище, расположенное недалеко от Питтсбурга, чтобы в очередной раз установить небольшой венок с мемориальной надписью на могилу их отца. Сделав это, братец начал шутливо пугать сестру, изображая зомби и приговаривая: "Они идут за тобой, Барбра, они идут, чтобы схватить тебя!" Однако он не знал, что был весьма близок к истине. Внезапно незнакомец в строгом (похоронном) костюме нападает на Барбру, стараясь дотянутся зубами до шеи, а когда Джонни пытается помочь сестре, незнакомец его убивает. Спасаясь от маньяка, Барбра в шоке забегает в небольшой сельский дом, где в скором времени появляется здоровенный негр Бен. Барбра ведет себя словно заторможенная, ни на что не годная и ничего не соображающая девчонка, в то время как Бен деловито укрепляет дверные и оконные проемы, готовя их временное убежище к осаде. Через какое-то время обнаруживается, что в доме они не одни, что в подвале пряталось еще пять человек, семейная пара с дочкой и двое молодых людей - парень и девушка. Последняя ночь их жизни только начинается...

Джордж Ромеро уже своим дебютом показал, что ему неинтересно просто "пугать" людей, смакуя кровавые сцены поедания зомби своих жертв (хотя таковые в фильме, безусловно, присутствуют). Ему намного интереснее показывать людские взаимоотношения, уверенными мазками рисовать характеры и их поведение в тех или иных экстремальных ситуациях. И центральной частью фильма являются отнюдь не зомби, и даже не безвольная впавшая в детство дурочка Барбра, а конфликт рационально мыслящего Бена (черного) и много возомнившего о себе невежественного идиота Гарри Купера (белого). Конфликт между здравомыслием и ограниченной тупостью. Если хотите, извечное противостояние черного и белого (интерпретация по усмотрению ;)) И именно развитию этого конфликта, происхдящего в экстремальной ситуации небольшого осажденного дома, Джордж Ромеро уделяет все свое внимание. А зомби, так они так - для фона, на котором можно намного острее показать основную мысль повествования.

Конечно, в свое время фильм смотрелся очень мощно, и даже сейчас он совсем не потерял своей актуальности, хотя и выглядит ныне весьма старомодным. Но так и должно быть: история кино не знает остановок, ведь это история постоянного технического и художественного развития, но шедевры прошлого, давно уже ставшие классикой, не потеряют своей актуальности и своего "ретро-очарования" уже никогда. Эта лента сейчас уже никого, естественно, не испугает, но это и к лучшему - ибо ее основной посыл совсем не в этом. Фильм заставляет задуматься над человеческими взаимоотношениями и том, как они влияют на судьбу людей. А судьба всех персонажей этого фильма отнюдь не завидна...