В 1990 году известный мастер по спецэффектам и актер (одна из его наиболее известных ролей - Секс-машина в "От заката до рассвета"), а теперь еще и режиссер Том Савини выпустил на экраны Америки свою версию классического черно-белого фильма Джорджа Ромеро 1968 года "Ночь живых мертвецов". Основанная на оригинальном сценарии Ромеро и Джона Руссо, картина, однако, не стала "прямым римейком", и во многом весьма серьезно отличается от оригинала. Об основных отличиях и о качестве этого римейка мы в дальнейшем и поговорим.

Сюжетная основа фильма осталась прежней: брат и сестра призжают навестить могилу своей матушки (в оригинале это была могила отца) на кладбище в окрестностях Питтсбурга, дабы установить на ней венок. Брат пугает сестру рассказами о зомби, не подозревая о том, что он весьма недалек от реальности. Внезапно на них набрасывается один из покойников, брата убивают, а Барбара убегает, обнаруживая по дороге фермерский дом. Через какое-то время к нему подъезжает Бен, здоровый негр, в бензобаке машины которого кончился бензин. Они решают остаться в доме и готовиться к обороне. Позже выясняется, что в подвале дома прячутся еще несколько человек - некий Гарри Купер с женой и больной дочкой, которую укусил за руку один из мертвецов, да пара молодых людей, чьим родственникам этот дом и принадлежал. До этого момента все вроде бы так же, как и в оригинале, но в дальнейшем начинаются отличия.

Начнем с того, что характеры некоторых из основных персонажей претерпели существенные изменения. Ну, во-первых, Барбара теперь центральный персонаж фильма, и она не впавшая в катотонический ступор дурочка, а здравомыслящая и решительная женщина, всеми силами готовая бороться за свою жизнь. В чем-то она похожа на героиню Сигурни Уивер в сериале "Чужие", когда, оправившись от первоначального шока, она постепенно берет ситуацию в свои руки и зачастую поступает намного более обдуманно, нежели окружающие ее люди. В качестве основной истерички, вопящей по любому поводу и без оного (классическая "scream-girl" фильмов ужасов), теперь выступает Джуди, подружка молодого парня Тома. Ну, а весьма неприятный персонаж оригинального фильма Гарри Купер в новой версии стал еще хуже. Фактически, теперь он ответственен за гибель своей жены и Бена. Да и общий накал страстей в отношениях между антагонистическими персонажами также стал намного сильнее.

В оригинальной версии погибли все действующие лица. В римейке Барбаре удается бежать из дома, и ее подбирают местные "охотники на трупов", которые и доставляют ее в свой лагерь. И вот там мы видим основной "социальный мессэдж" фильма, которого не было в оригинальной версии, но который неизменно появлялся в последующих работах классика и был вставлен Савини в свой римейк. А заключается он в очевидных по сути вещах, в том, что человек не намного лучше животных (в роли которых выступают зомби), а зачастую намного хуже их, ибо животные движимы естественным инстинктом, а человек превращает все в собственное развлечение, эксплуатируя некогда бывших людьми существ, в качестве объектов на которых можно попрактиковаться в прицельной стрельбе или над которыми можно потешаться, подвешивая их на деревьях и запуская на "борцовские ринги" в качестве "живой" куклы для битья. "Цивилизованные" люди - хуже животных, и это шокирует Барбару.

Для зрителей сегодняшнего дня этот фильм действительно покажется жутким и страшным. Тут все "по-настоящему" - зомби ведут себя и выглядят действительно как умершие люди, возвращенные к "жизни" некоей иррациональной силой. Чтобы достичь этого эффекта, специалисты по гриму специально провели часть своего времени в анатомичках, на натуре выясняя, как в действительности должны выглядеть умершие люди. И надо отдать им должное - данные исследования для фильма не прошли зря. Зомби выглядят на экране более чем реалистично, и с легкостью веришь, что это не загримированные статисты, а настоящие трупы. Плюс ко всему, создатели римейка обладали бюджетом, в сорок раз превышающим бюджет оригинального фильма, поэтому имели возможность все делать основательно и реалистично - и это удалось им на все сто. Фильм создает действительно жуткую атмосферу и местами действительно страшен, что не в последнюю очередь является заслугой беспокойной и мрачной музыки, написанная специально для фильма.

Одним словом, римейк по многим параметрам намного лучше оригинала, и параметры эти не столько специальный грим и спецэффекты, сколько отличная игра актеров и "новый смысл", вложенный Томом Савини в римейк. Замечательный фильм - действительно обязательный для каждой коллекции!