Опубликованные рецензии являются собственностью их авторов и предоставлены ресурсу на безвозмездной основе. Полная или частичная перепечатка содержимого сайта/рецензий на интернет ресурсах разрешается с указанием оригинального авторства и гиперссылки на оригинал. Полная или частичная перепечатка материалов сайта/рецензий в любых оффлайновых (печатных) изданиях разрешается только после предварительного согласования с владельцем ресурса. По всем вопросам и предложениям пишите — serega_m@cult-cinema.ru.

КИНООБЗОР

- Скончался артист из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
- Самые популярные игровые автоматы онлайн-казино
- Моника Белуччи будет вести церемонию открытия и закрытия Каннского кинофестиваля
- В выходные в 6 кинозалах столицы пройдут бесплатные показы
- «Красавица и чудовище» — лидер проката в Российской Федерации

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Рекомендуемое минимальное разрешение для комфортного просмотра содержимого этого ресурса — 1024 на 768 пикселов.

Наши партнеры

The Omen / Знамение (1976)

The Omen Poster 1 The Omen Poster 2 The Omen Poster 3 The Omen Poster 4 The Omen Poster 5 The Omen Video Cover 1 The Omen Video Cover 2 The Omen Video Cover 3 The Omen Video Cover 4 The Omen Video Cover 5 The Omen Video Cover 6 The Omen Video Cover 7
Это самая великая тайна, потому что никто из людей не сможет ее раскрыть.
НАШЕ ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Доброе утро. Вы еще на один день ближе к концу света. Вас предупредили.
Те, кто предсказал это — мертвы. Те, кто может это остановить — в смертельной опасности.
Если сегодня с вами случится что-то ужасное, подумайте об этом. Это может быть «Знамение».
В главных ролях:

Gregory Peck

Lee Remick

David Warner

Billie Whitelaw

Harvey Stephens

Patrick Troughton

Грегори Пэк (Gregory Peck) ... Роберт Торн (Robert Thorn)
Ли Ремик (Lee Remick) ... Кэтрин Торн (Katherine Thorn)
Дэвид Уорнер (David Warner) ... Дженнингс (Jennings)
Билли Вайтлоу (Billie Whitelaw) ... Миссис Бэйлок (Mrs. Baylock)
Харви Стивенс (Harvey Stephens) ... Дэмиен (Damien)
Патрик Тротон (Patrick Troughton) ... Отец Бреннан (Father Brennan)
Режиссер:

Richard Donner

Ричард Доннер (Richard Donner)
Начать надо с книги, с романа Дэвида Зельцера (David Seltzer) «Знамение», напечатанного в далеком восемьдесят лохматом году в журнале «Смена». Роман и сейчас производит впечатление своим нагнетанием ужаса, что уж говорить про неискушенных в данном жанре читателей СССР. Это был и есть отличнейший хоррор, достойный занесения в любые «залы славы», и особенно неожиданно было узнать, что книга писалась Зельцером одновременно в двух версиях – как художественное произведение, и как киносценарий.
В семье американского дипломата Роберта Торна происходит несчастье. Его первый сын умирает при родах (так говорят безутешному отцу, хотя на самом деле история гораздо запутанней) и Торн решает усыновить другого малыша, родившегося в этот же день. Спустя несколько лет, странный священник, отец Бреннан, сообщает ошарашенному дипломату, что его приемный сын является антихристом во плоти, родившемся от самки шакала, и призванным уничтожить наш мир. Постепенно, после нескольких трагических случаев, Роберт Торн осознает, что священник вовсе не так безумен, и с помощью журналиста Кита Дженнингса, который тоже оказывается помеченным смертью, узнает всю правду о гибели своего настоящего сына и рождении сына дьявола.
Первоначально, сценарий Девида Зельцера назывался «Антихрист», потом рассматривался вариант «Родимое Пятно» («The Birthmark»), и лишь последним — «Знамение». Как отмечалось выше, Дэвид одновременно писал и роман, и сценарий, хотя книга, из-за хитростей маркетинга, вышла на две недели раньше. В итоге мы одновременно получили великолепную книгу, страшную и страшно притягательную, и отличнейший фильм, поэтому можно с удовлетворением отметить, что данный ход себя полностью оправдал.
Интересно, впрочем, почитать догадки, откуда взялось имя Дэмиен. Первая догадка — Дэмиен по звучанию похоже на слово «демон», но вряд ли это истина. Ходят версии, что имя появилось как трибьют христианскому святому великомученику Дэмиену, убитому в третьем веке; так же звали отца Дамиана, основателя колонии для прокаженных на Гавайях – и тот и другой вариант представляют нам скорее святых, чем демонов, поэтому будем считать это вычурной иронией. Но есть еще одно, более тонкое предположение – отца Карраса (Father Karras) из «Экзорциста» (The Exorcist, 1973) звали Дэмиен, так что, может быть, Зельцер таким образом отдал дань своему коллеге Уильяму Питеру Блэтти (William Peter Blatty, «Экзорцист» которого — также очень и очень достойная книга). Последний вариант мне кажется наиболее привлекательным, ведь две шикарные книги и два отличных фильма имеют связующие ниточки, что только добавляет к ним интереса.
Вот, кстати говоря, про «Экзорциста». Абсолютное большинство критиков начинает свои рецензии на «Знамение» сравнениями с «Экзорцистом». В одном источнике я встретил фразу, что «Знамение» вдохновлен фильмом Фридкина (William Friedkin), но почему-то ни Зельцер, ни Доннер про это не упоминают. Пишут еще, что, мол, «Знамение» не такой запоминающийся, как «Экзорцист», и вот эта фраза уже чертовски характеризует американских критиков, да и не только их. Во многих художественных произведениях американских писателей можно встретить упоминание об «Экзорцисте». И что они пишут? Самая любимая сцена, и она же самая, естественно, запомнившаяся – как бедную девочку рвет на священника. Таким образом можно сделать вывод, что американские зрители восприняли лишь оболочку «Экзорциста», его претенциозные, шокирующие мораль кадры, которых нет в «Знамении». Действительно, в нем нет девочек, мастурбирующих распятием, зато присутствует великолепный сценарий, пробирающая до костей музыка и глубокая психология актерской игры.
Чарльтон Хестон (Charlton Heston), Рой Шайдер (Roy Scheider) и Уильям Холден (William Holden) — все как один отказались от роли Роберта Торна, хотя во второй части Холден все-таки сыграет Ричарда Торна, брата застреленного Роберта. Согласно Зельцеру, этого персонажа хотели сыграть Чарльз Бронсон (Charles Bronson) и Джеймс Кобурн (James Coburn), но сыграл в итоге Грегори Пэк. Сыграл здорово, как и подобает столь мощному актеру, но и заработал он на ленте обалденно. В своей биографии актер писал, что именно «Омен» принес ему больше всего денег за всю его долгую карьеру, хотя за эту роль он получил лишь жалкие двести пятьдесят тысяч. НО! В контракте был пункт про десятипроцентные отчисления с прибыли, а так как только в США лента собрала более 60 миллионов – считайте сами. Для 1976 года – это архивнушительная сумма, но старался «за свои кровные» не только Грегори, но и весь актерский ансамбль: потрясающе сыграли Билли Уайтлоу и Патрик Тротон, блеснул в роли журналиста Дженнингса Дэвид Уорнер. Кстати, чем особенно проигрывает оригиналу римейк 2006-го года, так это именно актерами. Молодые Лив Шрайбер (Liev Schreiber) и Джулия Стайлз (Julia Stiles), вместе с патриархом Миа Фэрроу (Mia Farrow), конечно, очень стараются, но увы – не могут (или не хотят) достичь вершин оригинального фильма, где даже юный Харви Стивенс смотрится исключительно здорово, хоть я и не люблю оценивать игру детей. По словам Доннера, на кинопробах, когда режиссер попросил мальчика закричать на него, Харви начал орать и пинаться с такой силой, что заехал Доннеру по яйцам. Ричард отшвырнул от себя разбушевавшегося ребенка, приказал перекрасить ему волосы (Стивенс был белокурым) и утвердил на роль. Также режиссер вспоминал, что во время съемок финальной сцены он говорил Харви: «Не смейся! Только не смейся! Засмеешься – и ты мне больше не друг!». Харви, будучи ребенком, всегда поступающим наперекор взрослым, моментально заулыбался, и эти кадры вошли в финал фильма. Согласитесь, таких маленьких актеров нельзя не уважать, поэтому мальчик совершенно заслуженно получил за эту роль номинацию на «Золотой глобус» как «Лучший дебютант в кино».
Безусловно, фильм блестящий. Просто блестящий. Это тот единичный случай, когда лента представляет собой симфонию идеально подогнанных друг к другу деталей. Доннер – чертовски разносторонний режиссер и просто гений. Он снял, на мой взгляд, лучший сюжет для «Сумеречной зоны» («The Twilight Zone») — про обезьяну на крыле самолета — «Кошмар на высоте 20 тысяч футов» («Nightmare at 20,000 Feet», 1963). Он снял «Супермэна» («Superman», 1978) и «Смертельное Оружие» («Lethal Weapon», 1987), по мнению многих, лучший фильм из категории «напарники-полицейские», да и вообще — большинство его фильмов стали хитами и давно уже растасканы на цитаты. Но вернемся к «Омену». На музыку, о которой отдельно, ложится изумительная картинка с идеальной работой художника-декоратора. Сцены, например, в зоопарке, или на кладбище с милейшими собачками, сняты с пронзительной мощностью, что, впрочем, не удивительно, ибо Гилберт Тэйлор (Gilbert Taylor) до «Знамения» снимал, к примеру, фильм Кубрика про доктора Стрэйнджлава («Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb», 1964), а через год после — «Звездные войны» («Star Wars», 1977).
Огромную роль в картине играет музыка Джерри Голдсмита (Jerry Goldsmith), просто огромную. Критики тогда писали, что именно музыка подняла фильм ужасов на высоту, которой в семидесятых не достиг больше ни один ужастик, и в этом есть большая доля истины. За всю свою карьеру Джерри получил, к вящему недоумению, лишь одного «Оскара» (но кучу номинаций, и на «Оскар», и на «Saturn», и на «BMI Film Music Award»), зато именно за «Знамение», для которого он написал великолепный хоральный сегмент «Ave Satani» (саундтрэк к фильму выходил дважды: в 1976 и 2001 годах), исполняемый на латыни, в котором звучат такие строчки: «Sanguis bibimus, corpus edimus, tolle corpus Satani», что в переводе – «Мы пьем кровь, мы пожираем плоть, воскрешая тело Сатаны». И это разительно контрастирует с лирическими темами, представляющими спокойные периоды жизни семьи Торнов. (Здесь еще раз упомянем римейк, чтобы уже больше к нему не возвращаться. Марко Белтрами (Marco Beltrami), разумеется, хороший композитор, но явно не уровня Голдсмита, поэтому хвала продюсерам, которые догадались сохранить в своем римейке главную музыкальную тему из оригинала.) Это не просто музыка, это нечто сверхъестественное; тема с нападением собак, тема с монструозной миссис Бэйлок – просто фантастика, пробирают до дрожи, поэтому «Оскар» в данном случае — абсолютно заслуженный. Кстати, говоря о культовости фильма, именно музыку я бы поставил во главу угла, потому что здесь мы не не имеем каких-то шокирующих кадров или запоминающихся фраз. Зато у нас есть музыка, которая стала культовой и использовалась в дальнейшем сотни тысяч раз. К сожалению, Голдсмит скончался от рака в 2004 году, и на сегодняшний день его последним фильмом можно считать заглавную тему четвертого «Рэмбо» («Rambo», 2008).
О несомненной культовости «Омена» можно говорить бесконечно долго, но, пожалуй, ярчайшая тому иллюстрация — большой интерес к нему со стороны Паркера и Стоуна, безбашенных гениев, создателей «Южного Парка» («South Park»). В нем целый эпизод, который так и называется, «Дэмиен», был посвящен Дэмиену Торну. В эпизоде «Ццц» финальная сцена – это пародия на финал ленты. Вариация на бессмертную музыку звучит в эпизоде «Новый взгляд Бритни». В серии 11 сезона про пасхальные яйца, вместо «Ave Satani» на ту же мелодию хор поет явно что-то нецензурное. Продолжая тему мультфильмов — в одной из серий «Гриффинов» («Family Guy») Стьюи пытается столкнуть свою мать с лестницы, катаясь на велосипеде. В сериале «Space Ghost: Coast to Coast» Космический Призрак говорит: «я смотрел все фильмы Omen, включая говеный третий, в котором Дэмиен стал президентом». После выхода ленты компания Marvel выпустила серию комиксов «Сын сатаны», где главного героя звали Дэймон Хеллстром (Daimon Hellstrom). Металлисты Mashine Head использовали «Ave Satani» в интро к своему клипу, а у других металлистов, Iced Earth, есть песня «Damien». У рэппера DMX тоже есть песня «Damien», а у Мэнсона уже сразу «The Omen». Я уж не говорю про то, что сотворили с первоисточником Пратчетт (Terry Pratchett) и Гейман (Neil Gaiman) в своих «Добрых предзнаменованиях» («Good Omens»), так что «Омен» уже давно и весьма надежно прописался в мэйнстримовом масскульте. Отсюда резюме — этот фильм не может не нравиться, он просто обязан. Это самый настоящий фильм ужасов, который не только пугает картинкой, но имеет настолько качественно выписанных персонажей, что заставляет сопереживать им по-настоящему.

PS: В 2005 году вышел документальный фильм «Проклятие Омена», в котором рассказывалось о странных и трагических случаях, произошедших во время съемок и после выхода фильма. Судите сами:
- в отеле, где остановился Ричард Доннер, взорвалась бомба, подложенная террористами из ИРА;
- ротвейлеры, «игравшие» в фильме, несколько раз нападали на собственного тренера;
- в первый же производственный день директор съемочной группы попал в автомобильную аварию – лобовое столкновение;
- смотритель зоопарка, где снимали сцену с бешеными обезьянами, был растерзан львом буквально на следующий же день после окончания съемок;
- в самолет, в котором летел автор, Дэвид Зельцер, ударила молния;
- через несколько лет после этого Грегори Пэк тоже совершал авиаперелет, и в его самолет также ударила молния. В следующий раз он по каким-то причинам отказался от рейса, и самолет разбился.

Пугающе, не так ли?

Автор: Исаев Павел aka Blacky

Дата написания рецензии: 24/07/2008 | Комментарии (6)

Памятные цитаты:

Роберт Торн: [игнорируя слова отца Бреннана] ... Я Вас выслушал. А теперь Вы меня послушайте — я не хочу Вас больше видеть.
Отец Бреннан: ...О, Вы меня еще увидите, мистер Торн. В аду. Там мы разделим вину.

Отец Спилетто: Ребенок мертв. Он дышал одно мгновение. Потом перестал. Ребенок мертв. Ребенок мертв.

Отец Бреннан: Когда иудеи вернутся в Зион / И комета взорвет небеса / И падет священная Римская Империя/ Тогда и ты и я умрем / Из вечного моря он восстанет/ Создав армию на обоих берегах / И брат пойдет на брата / И человечество перестанет существовать.

Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.

Оценка посетителей

Текущий рейтинг: 8.7 Голосов: 74

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
     
Идея проекта/творческая составляющая/тексты — Сергей Меренков © 2004-2017.

Яндекс цитирования

 
На главную Рецензии F.A.Q. Дополнительные материалы Форум Ссылки О Проекте