"Иногда быть мертвым - лучше" - тэглайн оригинального фильма 1989-го года и новой экранизации одного из самых известных романов Стивена Кинга (Stephen King), взятый напрямую из его произведения. Но я бы сказал по-другому: "иногда оставить в покое первый фильм - лучше", хотя формально эта лента и не является ремейком. Более того, новое "Кладбище" изо всех сил пытается быть "оригинальным", что вылилось в существенные изменения и "доработки" истории Кинга, который не имел в этот раз никакого влияния на производство картины, в отличие от первого фильма.
   В сельскую американскую глубинку из Бостона переезжает доктор Луис со своей женой Рэйчел, пушистым котом Чёрчем и двумя детьми, двухлетним Гэйджем и восьмилетней Элли. Семья поселилась в недавно купленном просторном доме, рядом с которым располагалось устроенное местными детьми кладбище домашних животных и проходила скоростная дорога, где регулярно ездили грузовики. Через некоторое время один из многотонных монстров переезжает кота Чёрча, которого Луис по совету своего соседа Джада хоронит на старом индейском погосте, откуда котик возвращается уже другим - плохо пахнущем и агрессивным. А еще через некоторое время грузовик сбивает и дочь супругов, Элли, которую безутешный отец никак не может отпустить в мир иной, а посему вырывает ее труп из могилы и перезахоранивает на магическом погосте, откуда девочка ожидаемо возвращается изменившейся. И не в лучшую сторону...
   Как не в лучшую сторону авторы новой версии решили "переделать" историю Кинга, явно чувствуя, что конкуренция с оригинальной экранизацией у них будет напряженная. Оставив первую половину ленты практически идентичной роману и фильму 1989-го года лишь с небольшими добавлениями, вроде короткой, но довольно неуютной сцены "детской похоронной процессии", в середине картины ее авторы приготовили для зрителей неожиданный "ход конем" - грузовик сбивает не двухлетнего Гэйджа, как это было в романе и его первой экранизации, а восьмилетнюю Элли, после чего меняются не только некоторые события после ее "возвращения", но и общая динамика истории, под конец становящейся уже не очень похожей на Кинга. Хорошо это или плохо, я судить не берусь, но тот факт, что фильм явно не дотягивает до оригинальной экранизации по многим фронтам, очевиден.
   Например, по актерской игре "возвращенцев". В оригинальном фильме малолетний Мико Хьюз (Miko Hughes) буквально уложил на обе лопатки своих взрослых коллег, сыграв в столь юном возрасте (два с половиной года!) вернувшегося с того света инфернального малыша потрясающе. А здесь намного более старшая и опытная Джет Лоуренс свою роль не вытянула, не показав нам яркой трансформации из жизнерадостной воспитанной девочки в зловещего мертвого ребенка. Хотя задумка авторов была именно в этом - "убить" старшую дочь для того, чтобы иметь возможность показать гораздо больше циничного "жесткача" в ее исполнении, ведь девятилетняя (по фильму ей как раз исполнилось девять лет, когда ее сбили) девочка в теории способна на гораздо большее, чем двухлетний малыш. Но нет, не получилось. Как не получилось у них создать и нужной атмосферы липкого потустороннего хоррора, наложенного на семейную драму. И актеры, вроде бы, хорошие, но нет в них правды жизни, не заметно между ними "химии". Что вполне можно списать на проколы режиссеров, не имеющих в своей фильмографии ничего действительно достойного. Почему в итоге именно их взяли на эту должность, тайна за семью печатями, потому что за время долгой разработки этого проекта, впервые заявленного еще аж в марте 2010-го года, на режиссерское кресло претендовали куда более интересные постановщики, но не сложилось.
   Как не сложилось и с чисто техническими моментами, многие из которых были лучше в фильме тридцатилетней давности. Например, с кинематографией, которая в оригинальной экранизации была стильной и затейливой, в то время как в новом "Кладбище" она банальная и "плоская". И это при том, что снимали картину в ультрашироком формате 2.39:1, который позволяет выстроить буквально сногсшибательные композиции, но... не здесь :) Как можете не искать здесь и классной работы гримеров, в отличие от фильма 1989-го года, где, кстати, было немного юмора, который напрочь отсутствует в новой постановке. Имеющей со своей предшественницей, впрочем, немало общего, начиная с использованной на конечных титрах культовой композиции Ramones "Pet Sematary", специально написанной ими для первого фильма; продолжая переснятыми почти кадр в кадр мизансценами, вроде диалога Луиса со сбитым подростком, который потом станет "добрым призраком"; и заканчивая неторопливостью хода событий и затянутостью некоторых моментов, многие из которых можно было бы подать гораздо динамичнее. А там, где нет динамики, иногда прорывается скука, и хотя хронометраж у обоих "Кладбищ" почти одинаковый - 101 минута новой версии против 103 минут старой, оригинальную экранизацию смотреть гораздо интересней. И СТРАШНЕЕ! Потому что фильм 1989-го года действительно жуткий и местами реально страшный, в то время как лента 2019-го не может похвастаться ни тем, ни другим. Она и не страшная, и не жуткая, как бы не старалась изображать из себя "зловещего мертвеца" малолетняя Джет Лоуренс. Ну вот не получается у нее, и все тут. Хотя не получается, скорее, именно у режиссеров, самоуверенно снабдивших свою ленту ироничными "подколами" оригинальной экранизации, не понимая, видимо, того, что сами то они снимают версию гораздо хуже первой ленты.
   Которая на данный момент уже давно является не просто классикой, но и одной из самых лучших экранизаций Кинга, в то время как эта картина, несмотря на довольно хорошую "прессу", что лично для меня весьма неожиданно, никакой классикой точно не станет хотя бы потому, что аудитория по итогам первого уикенда проката дала ей уничижительный CinemaScore рейтинг "C+". При этом фильм заработал 25 миллионов, что при бюджете в 21 миллион гарантирует ему "отбивку" и запуск в производство приквела, который лично я уже точно смотреть не буду. Как не могу я рекомендовать и вам потратить свои кровные на просмотр новой экранизации в кино, ибо она того явно не стоит. Как говорится, "let the sleeping corpses lie", не надо беспокоить мертвых, особенно в том случае, когда и в первый раз все сняли замечательно и довольно близко к тексту... ;)