Переделывая черно-белую хоррор-классику студии Universal, британская Hammer в конце концов добралась и до "Призрака Оперы", историю которого продюсер и сценарист Энтони Хиндс (Anthony Hinds) решил подать на новый лад...

В лондонской опере творится неладное - во время подготовки новой постановки "Жанна Д'Арк" начали случаться мелкие неприятности, типа порезанных костюмов или истерзанной партитуры, но во время премьерного спектакля на сцену свалился повешенный труп одного из работников, и оперная прима, в шоке, навсегда покинула страшные подмостки. Владелец заведения, лорд д'Арси, был в ярости, даже не столько из-за срыва нового спектакля, сколько из-за своенравных действий молодого и талантливого продюсера Гарри Хантера, устроившего прослушку кандидаток на роль ушедшей примы. На прослушивании появилась талантливая молодая певица Кристина Чарльз, которую моментально заметил не только Гарри, но и лорд Эмброуз, пригласивший девушку в ресторан "обсудить детали контракта". Детали эти, впрочем, были просты - либо "приватные уроки пения" у него в особняке и возможность выступать на сцене, либо "консервативный вариант" с походом на все четыре стороны. Бедную девушку, уже было согласившуюся поехать с похотливым лордом, спас неожиданно появившийся в ресторане Гарри, а на следующий день Кристину уволили, впрочем, как и ее нового протеже Ханта. Найдя себе покладистую, но бесталанную певичку, лорд Эмброуз д'Арси завалил с ней репетиции и в гневе уволил весь творческий персонал оперы, что, разумеется, было тотальной катастрофой. А Гарри Хантер, между делом, уже вовсю крутил роман с Кристиной, которая рассказала ему о том, что слышала в гримерке необычный голос, предупреждавший ее о коварстве лорда д'Арси. Поняв, что они имеют дело с неким таинственным незнакомцем, саботирующем постановку оперы, Гарри Хантер занялся частным расследованием, в то время как Кристину похитил горбатый подручный Фантома. Оказалось, что никакой мистики в истории "Призрака Оперы" нет, и у него были вполне земные причины для саботажа постановки, а вот какие именно - вы узнаете, посмотрев этот фильм... ;)

Как видим, эта версия хоррор-бестселлера Гастона Леру (Gaston Leroux) во многих аспектах отличается от других фильмов, и вот почему. Изначально, сценарий писался под суперкассового американского актера (родившегося, впрочем, в Британии) Кэри Гранта (Cary Grant), который должен был играть романтического героя ленты, Гарри Хантера, а не Призрака, как считают многие. Именно по этой причине в фильме огромное внимание уделено отношениям Кристины и Гранта, нежели самому Фантому, который в этой версии, по сути дела, оказался на задворках, и, кстати говоря, не имеет к Кристине романтического интереса, а только профессиональный. Честно говоря, мне не очень понятно, как пятидесятивосьмилетний Грант мог быть любовным интересом двадцатисемилетней Хизер Сирс, но агент актера всет равно отговорил его от этой роли, и целоваться с девушкой пришлось тридцатилетнему Эдварду Соузе. На роль Фантома, между прочим, серьезно претендовал Кристофер Ли, но в конечном итоге его маску (которую, кстати, сделали "на ходу" из подручных материалов в первый же день съемок) пришлось надеть чешскому харАктерному актеру Герберту Лому, который потрясающе сыграл своего трагического персонажа. Призрак в этом фильме не бездушный монстр, влюбленный исключительно в свою музыку и молодую певичку Кристину, а несчастный художник, потерявший все в этой жизни, и желающий хотя бы в конце ее насладиться талантливым исполнением своего произведения. Чтобы еще больше подчеркнуть его положительные качества, всю "грязную работу" (тобишь, убийства) за него делает немой карлик, а обезображенное лицо Призрака мы видим лишь на несколько секунд в финальной сцене, что, впрочем, могло быть уступкой британским цензорам. Хотя фильм и называется "Призрак Оперы", самого призрака в нем, как я уже сказал, немного, зато очень много оперы и романтической любви Кристины и Гарри Хантера. Так как музыка играет в постановке большую роль, то ее заглавная тема должна быть, как минимум, запоминающейся, чего, к сожалению, нет в этой версии. Вся музыка здесь "стандартно оперная", без реальных хитов или хотя бы запоминающихся композиций, в то время как у более поздних версий с музыкальной составляющей все обстоит намного лучше (особенно это касается, разумеется, недавней экранизации мюзикла Эндрю Ллойда Веббера (Andrew Lloyd Webber)). Зато, это один из крупнобюджетных фильмов Хаммера периода расцвета, а значит в нем отличные декорации, талантливые актеры (Майкл Гофф в злодейской роли лорда д'Арси исключительно противен), замечательная работа оператора (снявшего фильм в необычном широкоэкранном формате 2.00:1), и, разумеется, компетентная режиссура "студийного любимчика" Теренса Фишера.

Все это, впрочем, не спасло фильм от кассового провала, после которого Фишер был отлучен "от кормушки" на два года, сняв новый фильм для Hammer лишь в 1964-м ("The Gorgon"). Плохие кассовые сборы "Фантома", на самом деле, довольно удивительные, принимая во внимание исключительное качество продукции и отличных актеров, многие из которых уже тогда были довольно известными. Вкусы публики, однако, предсказать довольно сложно, и мы имеем то, что имеем - классический ныне фильм, который в свое время публика приняла довльно прохладно, не смотря на все его неоспоримые достоинства. Зато эти самые достоинства стали еще более очевидными сейчас, спустя более чем сорок лет после выхода картины на экраны кинотеатров. "Призрак Оперы" - культовая хаммеровская классика и необычная версия истории Фантома, поэтому посмотреть ее должны все, кто любит и ценит кино.